Восемь взглядов на мир и искусство

Текст: Беата Яблонска, Братислава

В Усольском историко-архитектурном музее открылась выставка преподавателей Высшей школы изобразительных искусств в Братиславе.

Восемь преподавателей согласились представить свои произведения в одном зале по простой причине – они вместе работают в мастерской рисунка. Преподавание рисунка как одна общая платформа стала тем самым чудесным ключом к пониманию всей выставки в целом и отдельных произведений на ней.

К искусству каждый приходит своим путем, и приоритетами становятся различные стороны и нюансы. Кто-то больше внимания уделяет выразительности и техничности, кто-то — смысловой составляющей или концептуальной базе. Но ни один из восьми художников-педагогов не является ярым догматиком и пропагандистом одной линии. Современная графика — это пространство для свободного выбора, а не строгих предписаний.

Милош Бодя в словацкой художественной среде известен, прежде всего, как автор объектов, но он создатель и нескольких видеофильмов, циклов фотографий, живописных работ. Его диапазон — от классической живописи до утонченных обработанных фотографий. В творчестве у него все связано со всем, и объединяющей линией служат его залитые объекты, доделанные ready-made, которые становятся то истоком, то финалом процесса его работы.

Станислав Бубан в последние годы свои художественные сюжеты представляет посредством фигуральной живописи. Способ, которым он будет писать, всегда избирается в зависимости от настроения, содержания и сути задуманного. Поэтому иногда его произведения отсылают к живописной технике старых мастеров, а иногда они как аккорды будто бы «набросанной» живописи.

В любом случае его картины — это взгляд или погружение в человеческую душу, мучающуюся вопросами вины, совести, греха. И тогда индивидуальная драма становится общечеловеческим посланием. Изображенный мужчина, одетый в костюм и стоящий на коленях со склоненной головой, это не только подавленный человек, но и образ современности в начале ненасытного мира, находящегося сегодня на грани краха.

Давид Чарски, наоборот, использует цвет и художественные приемы для выражения самых глубоких свойств образа и живописи. Его абстрактные работы — это рассказ о возможностях краски и картины «без сюжета». Живописную массу он разбивает на несколько оттенков. Эти отдельные поля, держащие цвет в четких коридорах, составляют композицию картины. А границы фиксируются только легким колеблющимся движением шпателя, скрытым в геометрической форме образа.

Эмоке Варгова живет в своем мире и повествует о нем. Примерно так можно было бы охарактеризовать ее творчество. Критики пишут о присутствии женского начала, которым автор наделяет свои работы. Она пишет, рисует, шьет, снимает фильмы, фотографирует, создает скульптуры, объекты и инсталляции таким образом, чтобы кратко, зачастую иронично и с юмором рассказать историю, которая есть в каждом ее произведении.

Святоплук Микыта работает в разных направлениях, чередуя темы и художественные стратегии. Он переходит от рисунков-набросков с национальной темой (своеобразных заметок к нашей словацкой общественной реальности) к прарисункам, в которых мягким вмешательством дополняет оригинальные рисунки или фотографии. Точным сдержанным рисунком включаясь в оригинал, он работает как создатель хайку: почти из ничего появляются гроздья богатых метафор.

А Штефан Ослей в своих работах сознательно обращается к эмоциям, скрытым и непонятным. Он прячет их в сюрреальном мире, как во внешнем, так и в невидимом внутреннем. Внешний показан как мир невероятной архитектуры, а внутренний как «существо, которое решительно о чем-то заявляет, но потом в этом засомневается».

Растислав Тризма — скульптор «старой школы». Ему нужно обрабатывать материал, моделировать, тесать, добавлять или отнимать. На выставе представлены работы из гипса, как бы не имеющего эффектных качеств. Парадоксально, но именно хрупкий и невыразительный гипс силен тем, что не привлекает к себе много внимания и позволяет скульптуре быть максимально выразительной. Элементарные фигуры белой гипсовой скульптуры «Тризмы» воздействуют на зрителя как вещественное воплощение метафоры.

Марек Кветан обыгрывает предметы и ситуации, которые мы воспринимаем как обычные и само собой разумеющиеся. Суть его мышления и работы в изменении взгляда на них, в замене смысла, в сдвиге и переносе предметов туда, где их быть не должно, но они могли бы быть. Он что-то где-то вносит, убирает, делает неясным, и ситуация уже воспринимается как курьез, суть которого мы понимаем через привлекательный защитный покров. Марек Кветан постоянно и иронично сомневается, ставя под вопрос постулаты большого мира и мира малого.

Восемь художников — восемь разных взглядов на само искусство, на мир искусства и на весь мир в целом. Возможно, они и не являются частью какого-либо амбициозного проекта, ставящего великие цели. Но иногда даже мелочи могут сдвинуть Вселенную...


Источник: газета «Березники Вечерние»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс