Здесь не курят

23 февраля, день защитника Отечества, невольно стал ещё и днём защиты от табака. Документ с названием «Закон об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», за неделю до того одобренный Госдумой, а после и Советом Федерации, был, наконец, подписан Президентом РФ.

Проблема заключалась в том, что ущемленные в правах курильщики сочли этот закон невероятно жёстким. По мнению многих из них, желание законодателей пользоваться правом запрета всего на свете стало переходить все границы — что говорить о курении, если вне закона объявляются вещи с трудом вообразимые, вроде пропаганды суицида или гомосексуализма. Но для любой деятельности важен правильный подбор инструмента — запреты далеко не всегда пригодны для создания положительного примера,
как и лопата не всегда эффективна для операции на хрусталике. С другой стороны — кто поспорит, что курение действительно отражается на здоровье не лучшим образом? Так, может, сейчас депутаты всё сделали правильно?

Мнения курящих: «Считаю, что Госдума занимается законами, имеющими даже не второстепенное значение — перевод стрелок часов, закон о курении… Попросту говоря, фигнёй».

ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО
Рассмотрим закон и предпосылки его принятия чуть подробнее. Если не вдаваться в детали, то задумка выглядит более чем приятно. Россия действует согласно Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака — выполнение этих договоренностей страна взяла на
себя в 2008 году. По статистике, число приверженцев вредной привычки в России составляет 40% от всего взрослого населения, а по курению среди несовершеннолетних нашей стране нет равных во всём мире. О месте России на «пьедестале почета» в таких «дисциплинах», как пассивное курение, число страдающих от болезней, связанных с курением или интенсивность потребления сигарет, можно даже не упоминать. Собственно, конвенция ВОЗ призывает государство принять разумные меры по сокращению спроса на табачные изделия: изменения ценовой и налоговой политики, защита от воздействия дыма в общественных местах, регулирование состава и маркировка табачных изделий, просвещение населения и так далее.

Однако с момента присоединения России к Конвенции из заметных отечественных акций по борьбе с курением можно было вспомнить разве что плашечки с надписями в стиле «КУРЕНИЕ УБИВАЕТ» на пачках сигарет да подзабытого плюшевого коня Долбака, который в ноябре 2011 года появлялся на улицах Москвы и убеждал граждан бросить курить. Граждане смеялись, но сигареты из зубов не выпускали. Поэтому нынешние меры похожи на настоящий прорыв. Да и сам текст закона вплоть до определенных глав выглядит прекрасно.

Авторы документа подчеркивают приоритет здоровья граждан перед интересами табачных организаций; ставят целью предупреждение заболеваемости и преждевременной смертности, связанных с воздействием и потреблением табака и табачного дыма; возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака…

Наконец, создатели закона не «рубят сплеча». Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2013 года, но некоторые его части обретают силу позже, в сроки от 1 января 2014 до 1 января 2017 года — у граждан есть время подготовиться ко всем изменениям.

Тем более, что в головах законотворцев уже сложился образ желаемого результата. Так, депутат Николай Герасименко приводит соблазнительные цифры — по его мнению, к 2020 году число курильщиков в России должно снизиться на 15 процентов, а доходы в бюджет увеличатся на триллион рублей из-за штрафов нарушителей закона и экономии от лечения курильщиков.

Мнения курящих: «Похоже, теперь у меня есть отличный повод бросить курить до отпуска. Замечательный стимул».

БРОСЬ СИГАРЕТУ, БРОСЬ
Но посмотрим на сами способы борьбы с вредной привычкой, которые выдвигаются новым законом. С 1 июня 2013 года россиянам станет полностью недоступно курение на территориях образовательных учреждений и стадионах; в больницах и санаториях; на воздушных судах и всех видах общественного транспорта, как городских, так и пригородных; на расстоянии менее чем 15 метров от входов в помещения и непосредственно в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов; на станциях метро; в помещениях социальных служб; в зданиях, занятых органами власти; в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов; на детских площадках и пляжах; на АЗС… По предварительной информации, штрафы за нарушение закона составят от 1500 до 3000 рублей.

Всё это длинное «НЕЛЬЗЯ» закон пытается уравновесить ёмким «МОЖНО»: курение табака допускается в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции.

Как и предусматривает Конвенция Организации Здравоохранения, запрещается реклама табака в любых видах — от бесплатного распространения до использования товарного знака табачной продукции на продукции другого вида. Но и в этой статье закона есть интереснейшие части. К примеру, запрещается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей произведениях, включая кино, радио, кинохронику и театральные программы. Забавно, но оговорка «за исключением случаев, если действие является неотъемлемой частью художественного замысла» есть только в части о запрещении демонстрации курения в произведениях, предназначенных для взрослых. Выходит, что если злодей в детском фильме курит, это плохо не только для него.

Кроме того, под угрозой исчезновения оказываются внешне похожие на табачные изделия мелочи вроде электронных сигарет или жевательной резинки в форме папирос. И если первые ещё могут избежать печальной участи, то «жвачку» — пропаганда курения среди детей! — вряд ли что-то спасёт.

Наконец, сигареты исчезнут и с прилавков — привычные нависающие над покупателем блоки с пачками заменит обыкновенный прейскурант. Всё это ожидает курильщиков уже в середине этого года, но некоторые пункты закона начнут оказывать влияние позже.

Так, в качестве дополнения к максимальной розничной цене на табачную продукцию в январе 2014 года будет введена минимальная розничная цена — цена, ниже которой пачка сигарет или другие табачные изделия не могут быть проданы. Минимальная цена будет составлять 75 процентов от максимальной. Стоит заметить, что в планах российских властей вместе с подъёмом акцизов также подъём «минимума» до ста рублей. С 1 июня 2014 нельзя будет закурить сигаретку в поездах дальнего следования и на пассажирских судах. Гостиницы, рынки, пассажирские платформы также окажутся вне доступности для человека с зажженной папиросой. Кроме этого, табачные изделия нельзя будет приобрести в ларьках и на остановочных комплексах.

Ещё одна легкая головная боль будет гарантирована сотрудникам ТВ — при демонстрации на экране табачных изделий и процесса потребления табака вещатель должен будет обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде курения перед передачей или во время трансляции. Но — довольно о запретах и ограничениях. Закон предусматривает и вполне созидательные вещи, к примеру, антитабачную пропаганду (которая, вполне вероятно, будет выражаться не только в шокирующих картинках с видами организма, поврежденного курением) и предоставление медицинской помощи желающим бросить вредную привычку.

Мнения курящих: «Допустим, в больнице половина пациентов курит. Но им, согласно закону, курить там не разрешается — и что с ними делать? Выгонять? В один момент они курить не пере станут, будут курить по углам. Но получается, что новый закон ущемляет их права — права половины граждан! Если уж на то пошло, то должна быть альтернатива курению, а не бездумный запрет».

И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО
Как и ожидалось, новый документ вызвал шквал критики. Экс-кандидат в президенты Михаил Прохоров обнаружил в нынешних способах борьбы с курением сходства с горбачевской антиалкогольной кампанией. По его мнению, государство вычеркнуло курильщиков из жизни, не спросив их мнения, а принятый закон был «содран с западного, где другая степень готовности общества, и пропаганда здорового образа жизни вводилась десятилетиями». Адвокат Михаил Барщевский назвал закон «направленным не на борьбу с курением, а на геноцид курильщиков». Наконец, непродуманность документа оценил и блогер Антон Носик: «Законы пишутся с точки зрения некурящих — причём, самой инфантильной их части, для которой единственная реальная проблема с курением состоит в неприятном запахе дыма поблизости от их ноздрей». Но вскоре, кроме социальной составляющей претензий (государство уподобляется родителю, который «знает как лучше»), возникла и экономическая составляющая.

Первыми, разумеется, возмутились крупные табачные компании. После заявлений о том, что закон есть закон, соблюдать его так или иначе придётся, компания «Бритиш Американ Тобакко Россия» всё же усомнилась в целесообразности резкого повышения акцизов. «Когда законодатели, может быть, исходящие из самых лучших побуждений, вводят суперрадикальные меры по ограничению регулирования табачной промышленности или по закручиванию гаек в отношении акциза, они играют на руку езорганизации табачного рынка и табачным контрабандистам. А эти табачные контрабандисты не соблюдают никакие нормы —
ни в плане качества продукции, ни в плане правил ее продажи, ни в плане доступа к этой продукции несовершеннолетних, ни в плане того, как они используют доходы от этой продукции», — дал неутешительный прогноз директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.

Другие экономисты терзаются сомнениями — грядущее ограничение на торговлю табаком в ларьках или остановочных комплексах слишком уж играет на руку крупным сетевым компаниям.

Но и «сетевикам» несладко — эффективность прайса вместо привычного «товара лицом» не доказана, а убытков ой как не хочется.

Действительно, вопросов закон вызвал много: отчего, явно перенимая европейский опыт в торговле табачными изделиями, законодатели «выбросили за борт» табачные автоматы — популярный за рубежом способ продажи сигарет? Отчего не учтён климат России? К примеру, в ходе яростных споров за здоровье нации депутаты Думы пообещали ликвидировать курилки, причём их инициативу поддержал и главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко. «Так во всех цивилизованных странах: хочешь курить — иди на улицу. Зима, лето — не важно. В здании курить нельзя».

Не придётся ли упомянутую выше экономию от лечения курильщиков использовать для лечения подхвативших простуду?

Наконец, кто будет следить за выполнением закона? Можно представить, что курение в незаконной близости от вокзала пресекает полиция, но кто помешает закурить в лифте или на работе, у себя в кабинете? Михаил Барщевский выразился по этому поводу так: «Принять закон, продекларировать закон и не соблюдать его, то есть не требовать соблюдения — это правовой нигилизм».

Выходит, что несмотря на все здравые замыслы — запрет на курение в школе, повышение цен на табачную продукцию, — закон оказался покрыт толстым слоем спорных решений и удивительных запретов.

Но при этом закон уже принят, и теперь у курильщиков есть возможность либо бросить привычку, либо покурить напоследок. Ведь даже перед расстрелом полагается последняя сигаретка, а тут и меры не такие суровые, и времени в запасе предостаточно.


Источник: “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс