Неугомонные или Отпечатки пальцев за кредит

Лето-банк предложил снимать у клиентов отпечатки пальцев.

Строка «Наш паровоз вперед летит», – как нельзя лучше отражает состояние российского банкинга. Во всяком случае – на уровне помыслов и устремлений. Правда, летит этот паровоз исключительно по одному пути. Кредитному.

Традиционно среди летящих на российском рынке выделялись летящие с особым размахом. Так сказать, вожаки стаи. На заре кредитного бума это были «Русский стандарт» и «Хоум Кредит», попозже - ТКС-банк и «Связной». Теперь, когда стало ясно, что «полет шмеля» в лице Сбербанка проходит как-то сам по себе (слишком тяжелый аппарат и маленькие крылышки), впереди этих гусей-лебедей все чаще выступает Лето-банк. (Становится ясно, что ВТБ24 все-таки не случайно выделил его из своих недр, возможно, по принципу Ивана Грозного из старой кинокомедии: «Так я его на бочку с порохом посадил – пущай полетает»).

На днях Лето-банк выступил с новой (это уже становится традицией) инновационной идеей – снимать у клиентов отпечатки пальцев.

Естественно, инновация – исключительно в интересах клиентов – тем-де проще будет взять кредит. Да и защищенность интересов клиентов повышается, пояснили представители Лето-банка, мол, ксероксы паспортов гуляют по рукам и на имя человека берут кредиты. А так – не смогут.

Терзает, правда, смутное сомнение. Что начнут «гулять по рукам» уже не ксерокопии паспортов, а «пальчики» клиентов. И «на их имя» ушлые мошенники смогут оформлять уже не фиктивные кредиты, но и фиктивные уголовные дела... Но это, конечно, со стороны автора говорит исключительно консерватизм и неумение видеть перспективы.

А перспективы есть, как стало понятно на том же брифинге Лето-банка. Как заявил один из спикеров, «прорабатываются различные варианты доступа к счету: с помощью отпечатка пальца, с помощью сравнения сетки вен и сканирования сетчатки глаза».

Сразу, правда, представляю себе, как варикоз или ожог лишают вас доступа к банковскому счету. Наверное, мне возразят: что за чушь, в этом случае можно будет получить доступ по документам, удостоверяющим личность. На это возникает еще один примитивный вопрос: а почему сразу не сделать доступ, основанный на идентификации личности при помощи документов? То есть – как сейчас?

Впрочем, к вопросам консерваторов банк готов, и его представитель отметил, что «часть клиентов не будет гореть желанием оставлять банку отпечатки своих пальцев, так как такая процедура в современном обществе ассоциируется с попаданием в базу правоохранительных органов» (странно, с чего бы?). Банкир добавил, что сейчас россияне много информации о себе оставляют в социальных сетях, хотя их никто к этому не принуждает. Насколько я понимаю, логика такова: вы же о себе в соцсетях пишете, так чего же пальчики откатать боитесь? Как-то так?

На днях и Центробанк добавил в ту же корзину. Банк России будет настаивать на отправке сведений в бюро кредитных историй о заемщике без его согласия. Что-то подсказывает, что у примитивной части публики и это будет ассоциироваться с «попаданием в базу правоохранительных органов». Дикие люди.

Но не все же. Возвращаясь к высказываниям руководителей Лето-банка: они надеются, что «после общения с сотрудниками банка часть клиентов, особенно прогрессивная молодежь, все же будет согласна на условия кредитной организации, так как увидит для себя в этом дополнительную гарантию защиты средств».

Это точно – «прогрессивная молодежь» согласится. Правда, не потому, что увидит в этом «гарантию защиты средств». У нее (молодежи) и средств-то нет. Ее приучили жить одним днем, хавать и потреблять. Ей очень надо срочно в кредит купить айфон (айпад, отпад – нужное вписать). Давайте быстрей, катайте пальцы, я побежал покупать очередной ненужный хлам, который повысит мой «социальный статус»…

На «дактилоскопическом» брифинге один из топ-менеджеров Лето-банка заметил, что «Лето-банк – это кредитное учреждение, которое никогда не ходит по проторенному классическому пути, так как для него классический путь слишком дорог. «Идей у нас больше, чем возможностей их реализовать, но все они отличаются от классического банкинга».

Это точно. И представители банка тут же рассказали об одной из своих инновационных идей – использовать такую технологию, в которой и выдаваемые банкоматом клиенту купюры, и принимаемые от людей банкноты будут накапливаться в одной кассете.

Не знаю, насколько инновационность идеи потрясла присутствующих. Германский концерн Wincor Nixdorf обеспечивает технологию рисайклинга купюр уже лет пять-семь. Но педантичные немцы даже не догадываются, что в России этот путь не является «проторенным». Что его (путь) тут «открывают» инноваторы банковского рынка.

Есть в «открытии» Лето-банка и социальный мотив – забота о народе. Как пояснили менеджеры банка, «данная технология должна быть дополнена специальной машинной проверкой купюр на подлинность для того, чтобы в том случае, если мошеннику удалось «скормить» банкомату фальшивую купюру (и банкомат по какой-то причине ее принял за подлинную), она не попала в руки добропорядочному клиенту банка».

Опять же возникает вопрос: если рисайклинг может быть дополнен «машинной проверкой купюр на подлинность», то почему эту штуку не поставить сразу на «вход», чтобы вообще не допускать попадание фальшивых купюр в банкомат? И не нужна никакая особая забота о клиенте.

Мне, наверное, возразят: просто на «выходе» проверка будет еще более серьезной, чем на «входе». Но почему ее сразу, черт возьми, не поставить на «вход»?!

Есть старая итальянская поговорка: «Спаси меня, господи, от друзей, а с врагами я и сам справлюсь». В сегодняшней российской действительности часто хочется воскликнуть: «Спаси меня, господи, от инноваций. А с консерватизмом я справлюсь сам».


Автор – финансовый обозреватель, главный редактор портала Bankir.Ru, специально для «Иной газеты»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


банковское дело