БТВ против солидарности. Бог простит
Если кто-то кое-где у нас порой… ну, например, заговорит неласково или обидно о работниках здравоохранения, хоть врачах, хоть санитарках, хоть о медицинских учреждениях, непременно раздадутся голоса других представителей медицинских профессий в защиту и поддержку. Не все, но очень часто, а в важных случаях и много. В любимом нашем городе Березники, который на севере Пермского края, на славном Березниковском Форуме, например, известен такой Садовник Мюллер, который впишется за коллег почти что непременно. Впрочем, на Берфоруме вообще немало юзеров, которых можно отнести к медицинскому лобби. И даже если в прямую защиту не впишутся, то, как минимум, постараются найти объяснения, дать пояснения, как-то уточнить и разобраться, словом, сделать так, чтобы тень от какого-либо неприятного факта не падала на всю здравоохранительную отрасль (т.е. в том числе и на них).
Учителя – нищие, забитые, суперзависимые от любого начальственного рыка или даже косого взгляда – нередко, а в последнее время всё чаще и чаще поднимают голос, собираются подписи, пишут открытые письма… не про горестную участь образования в России, нет, а в защиту обижаемых, попавших под каток современного беспредела коллег. Школьных (лицейских, гимназических) директоров и завучей от неправедных увольнений, педагогов – от несправедливых обвинений в несовершённых преступлениях или от бесконечно расширяющихся и вольно трактуемых «прав учеников». Не всегда эффективно, как правило, напротив – совсем неэффективно, но всё равно заступаются. В Березниках – тоже.
О ментах и говорить нечего, за одного, получившего кастетом на московском рынке, полицейского мигрантов до сих пор по всей стране прессуют. А уж сколько раз в книгах-фильмах-сериалах написано-показано, как носом роют, бульдозером расчищают в случае, если «вдруг кому-нибудь из нас тоже станет худо», и не сосчитать. Как Педров в Бразилии.
Шахтёры заступаются за шахтёров, не больно громко, но заступаются, и уж точно не валят, студенты – за студентов, уличные торговцы (некоторые березниковичи, наверняка, помнят бунт мини-рынков в конце 90-х годов), водители… Эти вообще, независимо от классовой принадлежности железного коня, на всякой трассе демонстрируют вопиющую солидарность против государственной машины, миганьем фар предупреждая встречных ездоков о притаившейся за поворотом гаишной засаде.
Пожалуй, – и навскидку, и если подумать, – я знаю только одну профессию, – вообще-то, в целом, в России, но особенно ярко в любимых Березниках, – представители которой не только отмалчиваются, когда морщат, плющат, метелят и насекомят коллег по цеху, а часто, очень часто, возмутительно часто принимают в этих процедурах участие. С откровенным удовольствием. С радостью. С наслаждением.
Фразы вроде «Не трогайте журналистов!», «Пресса поднимет вой!» - да, звучат. В заграничном кино. К отечественной, и особенно – российской реальности оно не имеет ни малейшего отношения.
Не стану сейчас пересказывать личный опыт, который, на мой вкус, гораздо богаче, чем хотелось бы, можно было бы и победнее, или вовсе без такого опыта, я бы не обиделся. Но не стану. К тому же, хотя такой мой опыт много шире и длительнее, некоторое время начало казаться, что это безобразное явление (назовём его Антисолидарность) в Березниках – дополнительный эффект пресловутого «режима БХ», ржавчиной разъедавшего славный березниковский социум в целом и березниковскую журналистику в частности. Типа, время было такое. Но оно, вроде бы, кончилось. Даже очевидно кончилось. Зримо кончилось – любой житель нашего любимого города может в этом убедиться на площадке перед памятником Первостроителям.
Ан нет. Приехали на минувшей неделе в славный город Березники работники БТВ, сюжеты снимать. Вообще-то приезжали три съёмочные группы всех трёх главнейших белорусских телеканалов – Общенационального телевидения, Белорусского телевидения и Столичного телевидения, но будем назвать их всех вместе БТВ. Белорусские телевизионщики. И местное БТВ, в смысле, березниковское телевидение (оно же – телекомпания «Березники-ТВ») рассказало о визите коллег сообщением, мол, начали белорусы работу с нарушения закона, нету у них аккредитации, которая положена иностранным журналистам, работающим на территории РФ. Тьфу.
То есть, да – понятно, почему белорусы приехали, зачем приехали и даже, какие материалы они выдадут в свой белорусский эфир (полагаю, сюжет с Баумгертнером пересказывать уважаемому читателю необязательно). Ежу понятно, что всё мало-мальски значимое (и не очень значимое, и вообще всё) в Белоруссии под Батькой ходит и под Батькину дудку пляшет. И да, совершенно уместно прозвучало в том же местном эфире ехидство, мол, впервые за многие годы сотрудничества и взаимодействия между «Уралкалием» и Белоруссией белорусские телевизионщики приехали в Березники. Но вот это – «нарушение закона»… Тьфу. Не хватило только сакраментальной точки «куда смотрит милиция?».
Отвлекаясь от профессионального, напомню, что в нашей России факт нарушения закона определяется исключительно решением суда, и до судебного решения ничего такого ни про кого говорить нельзя. Нельзя! Так что, по факту БТВ свой репортаж о визите БТВ начало с нарушения российского закона… Ладно, дабы не уподобляться, сформулируем так: начало с нарушения фундаментального принципа международного и российского законодательства, презумпции невиновности.
А возвращаясь к профессиональному, скажу: это не просто гадко, это хуже. Это непрофессионально и, как минимум, глупо.
Солидарность, на самом деле, штука не какая-то высокодуховная или идейная, это штука совершенно практическая. И базируется она на двух простейших принципах: «сегодня вас – завтра нас» («сегодня нас – завтра вас»), и «один за всех, за всех - на одного». И нарушение принципов солидарности всегда имеет двойной эффект. Первое: завтра тебе, именующему себя журналистом, может потребоваться помощь коллег, и плохо тебе придётся, если никто не заступится, а наоборот, такие же как ты, несолидарные журналисты станут тебя топить. Думаете, никогда этого не произойдёт? Не зарекайтесь. Сегодня нас – завтра вас. И второе: если ты топишь коллег, ты топишь и самого себя. Тщетна надежда, что аудитория, потребители станут отличать тебя «хорошего» от других, «плохих» журналистов. Брызги грязи, которой ты мажешь своего коллегу, летят на тебя. Расхожее мнение о «продажной прессе» запущено в оборот самой прессой и распространяется на всех. Один за всех. На всех - за одного.
Сегодня березниковское ТВ уличило белорусское ТВ в «нарушениях закона» и радостно об этом сообщило (кому? Телезрителям! Своей аудитории!). Завтра, скажем, Олега Колпакова – праведно, неправедно, не суть, – уличат в мелком хулиганстве или нарушении правил дорожного движения, и найдутся такие же гадистые мастера пера и телекамеры, которые об этом расскажут массовой аудитории, и не найдётся ни одного, который бы заступился.
Такого рода инцидент, кстати, уже имел место быть. Правда, это было реальное письмо читателя и газета «Березники Вечерние», опубликовавшая оное письмо после долгого раздумья, хотя бы фамилию не стала указывать, ограничившись инициалом, который можно расшифровать различно. Впрочем, и инцидент не был прямо связано с журналистской профессией. Принадлежность к журналистике, правда, упоминалась прежде всего, но на самом деле можно было бы (и наверное, правильнее было бы) вспомнить и о депутатском мандате. Но это так, к слову.
А ещё солидарность – это сила. Очень могучая сила. Даже намёк на солидарность. Достаточно вспомнить, как несколько проявлений этой самой солидарности – запросы от иногородних СМИ в городскую администрацию Березников моментально вынудили местную мэрию не кочевряжиться (как они попробовали с местной прессой, мол, не в своё дело лезете), а выдать запрашиваемую информацию о зарплатах чиновников.
Казалось бы, что тут непонятного? Казалось бы, всё просто. Казалось бы… Ан нет. Почему???
Мне приходилось слышать оправдание, мол, мы же конкуренты. Тупая отмазка, непрофессиональная. Потому что, повторю, тень падает на всех, аудитория не будет разбираться, и никогда не разбирается, кто виноватее, кто правее. В Березниках, например, это ещё смешнее, если учесть бесконечный круговорот местных журналистов из редакции в редакцию.
Впрочем, чаще отмазка такова: мы – люди подневольные, хозяин – барин, словом, ну ты же понимаешь… Так вот, я – не понимаю. В этом случае я не понимаю ни «нам приказали», ни «нам заплатили». Потому что журналистику, конечно, часто называют второй древнейшей, но всё-таки первая древнейшая – это другая профессия, и принцип «любой каприз за ваши деньги» здесь не катит… Пардон, не должен катить.
Не должен, но в реальности даже проститутки своих товарок, коллег и конкуренток не сдают и не выдают. А вот те, кто называют себя журналистами, – за милую душу. Более того, делают это гораздо чаще, чем расследуют и обличают общественные пороки и вообще неурядицы нашей жизни. С таким удовольствием делают, с такой отвагой в глазах и неопокобелимым (не опечатка) морализаторством в речах, которых в других их статьях, репортажах, публикациях (не о коллегах) никогда не дождёшься.
Почему? Уважаемый читатель может предложить свою версию, я изложу свою: потому что не профессионалы. И, как бы они себя ни называли, не журналисты они вовсе. Да, они вертятся в журналистских кулуарах, всё знают, во всех тонкостях разбираются, но журналистику делать не умеют, не могут, не способны. Единственное, что у них получается очень хорошо – это обличать и разоблачать самих журналистов. И они это делают с удовольствием именно потому, что журналистов и журналистику ненавидят. Как бесталанные неудачники ненавидят профессионалов.
Ну, знаете, ведь, уважаемый читатель, есть актёры, звёзды эстрады и кино, деятели, словом, культуры, мастера, которые делают культуру. Творят произведения искусства. Хорошо ли, плохо ли, нравится – не нравится, но они творят. Мастерят. Работают. И есть богемная тусовка, которая вьётся вокруг мастеров, творцов, иногда даже работает с ними на вторых ролях, знает все подноготные, в курсе всех сплетен, и всегда готова рассказать гаденькое, сказать гаденькое (ну, или негаденькое, так тоже бывает). Потому что живя вокруг мастеров, питаясь их аурой, паразитируя на них, эта тусовка мастеров ненавидит. За то, что это – мастера, а они – нет. Это чисто человеческое.
Фокус в том, что в том же искусстве и, наверное, в любом другом ремесле, сами мастера, сами творцы (не в пафосном смысле, а в прямом, связанном с глаголами «мастерить» и «творить», словом, «работать») и окружающая их тусовка различаются чётко и определённо. Алла Пугачёва и девушка из подтанцовки – не одно и то же, они не равны. Управляющий и офис-менеджер – оба банковские служащие, но они тоже не равны. В журналистике – нет. Для постороннего взгляда журналисты – и те, и эти. И творцы-мастера-работяги, и паразиты.
Это, к сожалению, особенность нашего ремесла. Примите её во внимание, уважаемый читатель, и всегда держите в уме. При идентификации коллег по цеху пригодится.
На всякий случай повторю. Спорить – да. Опровергать – да. Различных точек зрения придерживаться, на различных идейных позициях стоять – да. Даже служить разным хозяевам (лучше, конечно, не служить, но всякое бывает) – да. Сдавать и предавать, обличать и разоблачать, обвинять в непотребствах, продажностях, нечестностях, выносить сор из избы – нет.
Тут, правда, возникает вопрос. Я бы сказал, проблема. Ведь журналист, который попрал принципы журналистской солидарности, по факту сам ставит себя вне журналистского цеха. Применима ли в таком случае солидарность к нему самому, когда (не «если», а именно «когда») в неприятность попадёт? Отвечу: у меня нет ответа. Вот, на днях, на улице любимого города Березники меня догнал один персонаж, скажем так, из моего личного опыта. Просил прощения. Бог простит, ответил я и больше ничего не сказал.
«Иная газета» поздравляет наших дорогих и уважаемых читателей с Международным днём солидарности журналистов и сообщает об открытии очередного учебного сезона в Школе Лучникова. Напоминаем, что все материалы данной рубрики предназначены исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения имён, названий, событий с реальными являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Автор – шеф-редактор «Иной газеты»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале: http://new-oboroten.livejournal.com/
Литературные произведения Андрея Лучникова: http://proza.ru/avtor/obor13
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
березниковские СМИ
-
Падение режима БХ в Березниках неизбежно привело к возрождению березниковского информационного поля. По крайней мере, ростки проклёвываются.
Школа Лучникова
-
Главный редактор газеты «На родной земле» (Сивинской район Пермского края) о проблемах выживания издания
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Дошло ли сейчас состояние нашей письменной и устной речи до того уровня, когда надо принимать валидол?
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
The New York Times опубликовала 11-страничный документ Our Path Forward, посвященный стратегии одного из крупнейших изданий в цифровом мире. Читайте полный перевод документа
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин