Антропология журналистики
«Спикер» в журналистском сленге – это не должностное лицо парламента или компьютерное аудиоустройство, а в прямом смысле тот, кто говорит. Собеседник. Интервьюируемый. Респондент. Проще говоря, спикер для журналиста – объект производственной обработки, производственное сырьё. Примерно такое же сырьё, каким для производителей хлористого калия является сырьём сильвинит, или для металлургов – железная руда. Отнюдь не то, что для таксиста пассажир. Но спикеры или респонденты – тоже люди… Словом, много забавных мыслей возникают у респондентов про журналистов, а у журналистов про спикеров.
Наш любезный друг Ян Арт, директор-главный редактор в информационном агентстве Bankir.Ru, председатель наблюдательного совета в Maximarkets LTD и член совета в Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) недавно разыскал публикацию пятнадцатилетней давности о том, что думают спикеры про тележурналистов (авторами антропологического очерка указаны Юлия Мучник и Виктор Мучник) Затем Ян подготовил собственный текст о том, что думают журналисты про спикеров. Правда, речь о пишущих журналистах (возможно, это связано с тем, что пишущие журналисты думают чаще, чем телевизионные коллеги).
Думается, что читателям нашей профессиональной рубрики будут небезыинтересны оба текста.
ТЕЛЕЖУРНАЛИСТ ГЛАЗАМИ РЕСПОНДЕНТА
1.Журналист - это человек, который звонит и появляется неожиданно.
2.Почти все респонденты ему кажутся неадекватными.
3.Адекватный только тот, кто любит журналистов и говорит "синхронами".
4.Его желание получить от вас "синхрон" маниакально.
5."Синхроном" у него называется твой текст, секунд примерно на 20, вырванный из общего контекста.
6. Он очень сердится, когда ты пытаешься объяснить ему, что проблема сложнее.
7. Он все равно "вырежет" твои сложные объяснения и оставит лишь искомые 20 секунд.
8. Потом к твоему "синхрону" (так, напомню, у него называются твои, вырванные из общего контекста, слова), так вот к твоему "синхрону" он потом приклеит свое такое, что смысл твоего высказывания извратится до неузнаваемости. И это у него называется "монтаж".
9. Если ты, допустим, рассказывал о своей работе на своем предприятии клинике, ферме, институте) можешь быть уверен, что в сюжете увидишь кадры другого предприятия (клиники, фермы, института), снятые несколько лет назад. У них это называется "перекрыться". И это тоже монтаж. Журналист искренне убежден, что все предприятия (клиники, фермы, институты) занимаются одной и той же работой.
10. До начала съемок вас пересадят с привычного удобного кресла на неудобный стул, могут заставить взять в руки какой-нибудь ненужный предмет книжку, кошку) или посадить на колени ребенка, переставят несколько предметов мебели.
11. В процессе перестановок вашей мебели, журналист будет долго препираться с оператором, используя, главным образом, загадочный термин "оптическая ось". Когда он, наконец, обратит на вас внимание, неискренне улыбнется и начнет говорить о погоде это означает, что после всего, что уже над вами совершили, вас пытаются немного расслабить накануне интервью.
12. Во время съемок журналист сообщит вам, что у оператора сел аккумулятор и поэтому, то, что вы говорили в течение последних 15 минут, придется повторить. Впрочем, не факт, что это запишут.
13. Получив свои 20 секунд, журналист начинает откровенно скучать, убирать микрофон, отключать камеру, и вообще теряет к тебе всякий интерес.
14. Впрочем, он может посидеть еще в твоем кабинете или в твоей квартире, но лишь потому, что за ним еще не пришла машина.
15. Если ты в этот момент захочешь с ним поговорить, а машина придет, он стремительно попрощается на самом для тебя важном и умчится, бормоча на ходу что-то про следующие съемки.
16. Вечером он позвонит к тебе и льстивым голосом будет выяснять, как тебя зовут и где ты работаешь. Для титров. Помятую бумажку, на которой он все это записывал во время съемок, он потерял. Можешь отвечать ему все, что угодно. Титры в эфир все равно не выйдут.
17. Он может поговорить с тобой долго, а потом не показать вообще ничего, сославшись на разные причины - запороли съемки, не вписались в сюжет, покажем в следующий раз.
18. Впрочем, может не показать ничего и ничего не объяснить.
19. Журналист - это человек, который уверен, что все обязаны сниматься в его сюжетах, если это надо ему.
20. Уговаривая вас на съемки он с готовностью употребляет самую грубую лесть (он говорит вам о том, как нетривиальны ваши мысли, о том, что вы единственный глубокий эксперт по теме, что вы отлично смотритесь в кадре), охотно прибегает к шантажу ("если вы откажетесь, этот проблемный для вашей организации сюжет выйдет без вашей точки зрения"). Все это он делает, если это надо ему.
21. Если это надо вам, он еще очень подумает.
22. Отказать вам он может под разными предлогами - извините, мы это уже снимали (а у вас, например, пожар), извините, но у нас выходной (а у вас опять же пожар), извините, но это не наш формат (что такое формат, вы все равно не поймете).
23. Если вы хотите рассказать что-нибудь хорошее про свою работу, про то, что у вас хороший начальник, милые коллеги, что вы неплохо зарабатываете - вам строго скажут - с этим в рекламное агентство. Их интересуют случаи, когда начальник - гад, коллеги склонны к садизму, зарплату вы не получаете годами и сами уже совершили несколько неудачных попыток суицида. Из таких прискорбных жизненных обстоятельств они обычно с удовольствием изготовляют то, что у них называется "проблемный сюжет" или "спецрепортаж".
24. Журналист - это человек, который иной раз задает вам одни и те же вопросы дважды.
25. То, что в первый раз у него называется предынтервью, а интервью это то же самое, но во второй раз. У них это называется - "на камеру".
26. Журналист - это человек, который каждый сезон приезжает к тебе с одной и той же темой и на тебя же за это злится.
27. А внимательные и добрые глаза он делает лишь во время того, что у них называется "подсъемками".
28. Это человек, который не узнает своих респондентов на улице и не здоровается.
29. При этом он обычно обижается, если кто-нибудь не знает его имени и названия телекомпании, в которой он работает. Обиду тщательно скрывает, но она может сказаться на содержании его сюжета.
30. Если вы случайно перепутали его программу с какой-нибудь другой - это вообще непростительно. Это свидетельство вашей полной неадекватности и серьезный повод задуматься над тем, насколько вы способны справляться со своей работой.
31. Если он пригласил вас в прямой эфир, то первое, что вам с некоторым сожалением сообщат по приходу - это то, что ваш костюм совершенно не годится для эфира, потому что он клетчатый и "сечется", или красный и "плывет", или черный - что плохо для "баланса", или что он сливается с задником. Что все это значит - вам никто никогда не объяснит.
32. Если телекомпания считает себя продвинутой, то перед прямым эфиром вас могут отвести к "визажисту". Так у них называется человек, который будет исправлять вашу, по их мнению, непригодную к эфиру, внешность. Вообще они считают, что почти все респонденты не годятся для эфира. У них это называется "нетелегеничность". Себя же журналисты считают очень "телегеничными".
33. Во время прямого эфира вам в лицо направят лампу и будут ждать от вас искрометных импровизаций в ответ на вопросы, которые журналист готовил несколько дней. Обычно они лежат у него на столе, и он незаметно для зрителей подглядывает в свои бумажки. Вам пользоваться бумажками, даже если там записаны очень важные цифры, категорически запрещено
34. Впрочем, до прямого эфира вас, к счастью, могут не довезти, потому что журналист перепутает улицу, на которой вы живете, и машина будет ждать в другом месте. Виноваты во всем будете вы.
35. Журналист - это человек, который обычно считает, что во власти одни "козлы".
36. При этом на мероприятия, где заседает власть, он непременно опаздывает и покидает их очень быстро, получив свой искомый синхрон.
37. Потом в своем сюжете о власти, вставив этот синхрон, он обязательно как-то поерничает за кадром. Это у них называется "независимость".
38. С простыми людьми он добрее, только если вы не грузите его своей
"бытовухой". Так у них называется упавшая вам на голову крыша.
39. Журналист - это человек, который, поговорив с вами, скажем, о проблемах вашей школы может неожиданно попросить вас сыграть что-нибудь на пианино - это у них называется "интершум", и без этого он не может делать свои сюжеты.
40. Причем на этом, не имеющем отношения к делу, инструменте вы по ходу сюжета непременно будете играть дважды - в начале и в конце. У них это называется "кольцевая композиция".
41. Он может попросить вас всплакнуть еще раз, потому что когда вы всплакнули на самом деле, камера еще не была включена.
42. Также он может попросить вас снять очки, без которых вы ничего не видите.
43. Впрочем, поглядев на вас без очков, может сказать - "нет уж лучше наденьте".
44. Он говорит с вами недолго, а потом долго ходит с вами по коридорам и улицам. Это у них называется "картинка", на которой он будет потом про вас же что-то рассказывать (вообще лучше знать заранее, что "картинка" для журналиста обычно важнее слов). Ради "картинки" он вообще готов на многое (Если он находится на театре военных действий, он запросто может попросить военных пострелять из пушки по противнику тогда, когда они этого вовсе не планировали. Судя по всему, "картинка" требует, чтобы пушки
стреляли, танки ползли, авианосцы бороздили океанские просторы.)
45. Впрочем, погуляв с вами, он просит вас побыстрее исчезнуть из кадра, потому что сейчас он будет произносить свой стендап.
46. Стендап - это синхрон самого журналиста. Кажется, самое важное для них в стендапе - слова "у меня за спиной" (у меня за спиной - пожар, зоопарк, землетрясение). Можно предположить, что цель стэндапа - убедить всех, что все достойное внимания в этой жизни происходит за спиной журналиста.
47. Свой синхрон журналист, в отличие от вас, готовит загодя и произносит в нескольких дублях.
48. Своим синхроном он обычно доволен, в отличие от вашего.
49. Журналист - это человек, который уверен, что он лучше вас знает, как надо лечить, строить, учить, управлять городом (областью, страной) и т.д.
50. Журналист - это все-таки не человек.
СПИКЕР ГЛАЗАМИ ЖУРНАЛИСТА
1. Спикер – это человек, который считает, что интервью с ним или комментарий от него – главная цель и вершина вашей профессиональной жизни.
2. Его пресс-секретарь или помощник напоминают вам, что он постоянно занят, а также часто добавляет, чем именно занят, хотя вы этим не интересовались.
3. Его пиарщики настойчиво предлагают вам называть спикера по имени-отчеству, при этом вас пытаются именовать исключительно по имени, даже если вы их старше на 20 лет.
4. Обычно его пресс-служба просит заранее прислать все ваши вопросы. Соображение, что вопросы у нормальных людей возникают ПО ХОДУ беседы, а не ДО НЕЕ, как правило, ставит пресс-службу в тупик, из которого она, как правило, уже не выходит.
5. Ваших вопросов он все равно не слышит. Он сам знает, о чем его спрашивать. И может целый час вести диалог с самим собой, называя это интервью.
6. На предельно конкретные вопросы он не способен ответить «да» или «нет». Будет ходить вокруг и около до морковкиного заговенья. Позже, когда журналист смиряется с этим и снимает свой вопрос, спикер хвастается перед коллегами своей способностью тонко уйти от прямого ответа. На самом деле журналист просто устал или захотел в туалет.
7. Он искренне убежден, что журналист задает вопросы потому, что ничего не знает, а не потому, что работа такая.
8. Если журналист создает нормальный ответ вместо спикера, бубнящего что-то невнятное, - спикер принимает похвалу коллег в свой адрес.
9. В течение битого часа он пространно открывает «страшные тайны», а потом говорит, что это не для печати. То, что журналист пришел за тем, что «для печати» и не нуждается в откровениях, - его не волнует.
10. Он и его пиарщики говорят о том, что сейчас дадут «эксклюзивную информацию». Причем по их виду ясно, что от этого вы должны испытать как минимум множественный оргазм.
11. Перед началом интервью очень волнуется по поводу каких-то «цифр» и пытается приготовить их заранее. Как правило, «цифры» означают в лучшем случае ебитду его компании, рост которой «за истекший период» вы обязательно должны обозначить в интервью.
12. Из того, что он рассказывает о своей профессии, всегда следует, что сам он в работе и бизнесе – как минимум Ли Якокка.
13. Он способен легко отвлечься и переключиться на рассказ о своих увлечениях или детях, из которого всегда следует, что у него самые необычные увлечения и самые выдающиеся дети. Если вы вдруг заговорите о ваших увлечениях или ваших детях, то сразу поймете - ему стало скучно и его «время ограничено».
14. Он обожает привести банальный афоризм (типа «Кто владеет информацией, тот владеет миром»), а затем разъяснять для идиотов, кто именно это сказал. Если он заговорил о каком-то экономическом явлении или понятии, то обязательно попытается объяснить вам самые азы на уровне школы для дебилов – при этом ему плевать, что вы кандидат наук, а он – нет.
15. Он всегда благодушно машет рукой и говорит, что все его регалии в тексте упоминать не надо (скромный), а потом очень обеспокоен, указаны ли все его звания в тексте, включая «действительного члена академии прохиндеев». Поэтому информации о его титулах от него вы не получите, но при этом должны будете сами выискать ее неведомо где.
16. Он искренне считает, что журналист по роду своей деятельности обязан заботиться об интересах его компании и не публиковать ничего, что «повредило бы бизнесу». В противном случае он называет прессу «бульварной», а журналистов – «журналюгами». Но очень обидится, если вы будете называть «ритейлеров» «торгашами», а банкиров – «ростовщиками».
17. Название своей должности и компании он и его пиарщики пишут с большой буквы, а затем настаивают, что в русском языке отродясь «так и было».
18. Он говорит бессвязно, а потом требует от журналиста вместо живого разговора представить в интервью «литературный текст». Под «литературным текстом» он подразумевает использование таких канцеляризмов как «данный проект», «из вышеизложенного следует», «динамика тренда», «нарастающим итогом».
19. Его пресс-служба требует текст «на согласование» через день после разговора, а согласованный текст пытаются вернуть через месяц, потому что «согласовывать», по их твердому убеждению, - куда более серьезная и ответственная работа, чем писать.
20. В конце текста его пиарщики пытаются вложить в уста журналиста фразу «Спасибо за интересное интервью», хотя у вас и в мыслях не было благодарить за это сомнительное удовольствие, да и интервью не было интересным.
21. Он и его пиарщики лучше знают, как оформить, сверстать и в какой рубрике подать получившийся материал.
22. В течение двух недель пресс-служба будет согласовывать со спикером фото, потому что почему-то на всех фото, которые сделал ваш фотограф, он не «белый и пушистый» с орлиным взором, а обрюзгший бурдюк с мешками под глазами (виноват в этом ваш фотограф, а не гиподинамия и неумный аппетит самого спикера). Если спикер женщина, то интервью не будет согласовано до тех пор, пока к фотографии не применят все опции фотошопа, а потом предложат опубликовать из архива фотографию 20-летней давности.
23. Его пиарщики требуют «показать верстку» до публикации материала, даже если интервью выйдет на Интернет-сайте, где «верстки» нет и в помине.
24. Он точно знает, что сам написал бы лучше журналиста, просто ему самому «писать некогда».
25. Если интервью получилось хорошее – это потому, что он хороший спикер. Если плохое - потому что вы – плохой журналист.
26. Похоже, что в детстве он мечтал стать журналистом, но не прошел по конкурсу на журфак и подался туда, куда взяли.
Обработал и подготовил к публикации специальный обозреватель «Иной газеты»
Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
журналистика
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
Первая декада 2016-го показала, что Россию в этом году ждут довольно серьезные неприятности. Как повели себя в этой ситуации российские медиа?
-
13 января - День российской печати
Школа Лучникова
-
Главный редактор газеты «На родной земле» (Сивинской район Пермского края) о проблемах выживания издания
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Дошло ли сейчас состояние нашей письменной и устной речи до того уровня, когда надо принимать валидол?
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
The New York Times опубликовала 11-страничный документ Our Path Forward, посвященный стратегии одного из крупнейших изданий в цифровом мире. Читайте полный перевод документа
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин