Лев Аннинский: литература и правда

Если 2014 год назван годом культуры в России, то 19 февраля, без сомнения, стал днем культуры в Березниках. Наш город посетил знаменитый литературный критик, литературовед, писатель, публицист, неоднократный обладатель Национальной телевизионной премии «ТЭФИ» (амплуа и достижения этого человека можно перечислять ещё долго) – Лев Александрович Аннинский.

Лев Александрович пообщался с учениками березниковского лицея – заведения, названного самим публицистом в одном из интервью «очень удачным педагогическим экспериментом», – а затем прибыл в читальный зал центральной городской библиотеки на творческую встречу с ценителями отечественной культуры. Этот визит в Березники стал для московского гостя вторым, первая подобная встреча состоялась в апреле 2012 года.

В качестве своеобразного приветствия лицеисты исполнили этюд из книги Льва Александровича. 79-летний критик был растроган и потрясен – даже мелодия, заложенная в текст о судьбе Айседоры Дункан, в сыгранном этюде воплотилась в настоящую музыку.

- Можете понять, в каком я состоянии, если утром я чуть не прослезился от умиления от того, как были прочитаны мои очерки о несчастной любви великих поэтов. Почему их любовь несчастна? А не надо быть великим поэтами – может, тогда счастливее будете. Почему все великие поэты оказываются несчастны? А когда великий поэт оказывается счастлив, возникает вопрос – оценил ли он это? Пушкин расплатился за своё счастье женитьбы на рослой красавице, если оно было настоящим. Начинаешь думать, что если судьба награждает кого-то гениальностью, то ой как она спросит потом!

Для березниковских слушателей литератор привёз два новых текста: статью «Кто такой Михаил Шолохов?» и работу под названием «Истина и правда», посвященную, как выразился сам автор, «неизбывной боли моей» - вопросу «зачем была война русских с немцами?».

Прежде, чем начать чтение первой статьи, Лев Аннинский отдал должное эпопее «Тихий Дон».

- Самая страшная, самая лучшая русская проза XX века – это «Тихий Дон». Лучше «Поднятой целины», лучше «Угрюм-реки», хотя я люблю «Угрюм-реку». Лучше «Клима Самгина», хотя я писал диплом по «Климу Самгину». Всё-таки, по степени боли, которую вместила книга, она первая.

В прочитанной Львом Александровичем статье, пусть и с оговоркой «Это, разумеется, гипотеза. Только гипотеза. Всего лишь гипотеза», нашлись ответы на все вопросы, окружавшие и само произведение, и биографию его автора. Являлся ли двадцатитрёхлетний Шолохов подлинным автором романа? Откуда у юноши взялись необходимые для эпопеи сведения и жизненный опыт?

Возможные ответы похожи на разгадку закрученного сюжета детективной повести (пусть сам критик и равнодушен к данному жанру). Кто автор «Дона»? Михаил Шолохов. Только известный нам Михаил Шолохов – не совсем Михаил Шолохов. Гипотеза, которая в кратком изложении могла бы показаться несуразной, в исполнении Льва Аннинского звучала убедительно и, судя по аплодисментам, её правдоподобность березниковцы оценили.

Дальнейший рассказ Льва Александровича плавно перетек в рассуждение о генезисе русской культуры, а затем – в диалог с залом.

– Русская национальная идея – украсть, пропить и нагадить! – выдвинул провокационный тезис один из слушателей.

– Украсть, когда не дали заработать. Пропить, когда некуда больше деваться, – парировал писатель. - Мой отец донской казак, мать – еврейка, я сам – человек, избравший русскую культуру, и от неё не отступлюсь.

Более мирную тему, над которой всё же бьется и будет биться ещё не одно поколение, подняла слушательница-десятиклассница.

- Проблема отцов и детей – не только в смысле бытовом, но в смысле правительства и нашего поколения. Нашему поколению ничего не нужно, каждый сам за себя…

- Пока вы задаете такие вопросы, вы осмысляете всё, что происходит. И вы не сами за себя, вы пытаетесь понять, куда нас всех несет, - успокаивает девушку Аннинский. - Я преподаю в трех университетах в Москве, и видел поколение, которое считал потерянным – мальчики хотели быть «финансистами», а девочки «путанами». Но поколение понемногу меняется – пришли другие люди. Наши дети, внуки, которые получили наследие родителей в свои руки, будут решать, что делать. Я лишь хотел бы, чтобы сохранился дух страны, сохранились наследие и русский язык как один из великих носителей культуры.

Завершился вечер чтением ещё одной статьи Льва Александровича – «Истина и правда». В ней автор задался вопросом: как видится мировая трагедия Второй мировой войны её участникам с точки зрения правды? Именно «правды», одной из многих, а не неисчерпаемой и непознаваемой «истины». Лев Александрович спрашивает: «Как получилось, что два великих народа, внёсшие каждый свой вклад в мировую культуру, схлестнулись насмерть? Дважды! Как мне примириться с мыслью, что немцы — народ легендарный по общепризнанной разумности — дважды начинали мировые войны?… Зачем всё это случилось с человечеством?» И какая же правда оживет в ходе очередной глобальной мировой перестройки?

В завершение творческой встречи сотрудники библиотеки преподнесли Льву Александровичу Аннинскому памятный подарок от жителей города. Можно сказать, что этот презент стал ответным, ведь беседу с по-настоящему мудрым и знающим человеком о литературе, культуре, прошлом и будущем страны невозможно рассматривать иначе, как ценный дар.


Опубликовано: «Неделя.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс