Ру.гистрация

Всемирная паутина, одно из величайших изобретений человечества, в первые годы существования развивалась достаточно свободно — и, как и полагается любому зародившемуся явлению, переживала множество проблем. Некоторые, даже весьма продвинутые деятели того времени вовсе не видели в ней большого смысла. Но, получив достаточное распространение и «переболев» всеми «детскими болезнями», глобальная сеть стала жить широко и вольно.

Впрочем, именно эту свободу, которой в сети во все времена было не меньше, а то и больше, чем в реальности, иные государства нарекали «вседозволенностью» и старались подвергнуть Интернет цензуре. Отличались (и отличаются до сих пор) подобными взглядами государства не самые симпатичные — Иран, Северная Корея, Куба, Саудовская Аравия. Особняком в этом списке стоит хитроумный Китай, простерший свой «золотой щит» (так называется тамошняя система фильтрации) над всей страной, за исключением Гонконга и Макао. При этом осуществлять тотальный контроль над Интернетом технически трудно и довольно затратно — но если уж законодатели берутся за такую благодатную тему, то число ограничительных законов будет расти с каждым новым способом обойти прежний запрет. От примеров мирового регулирования сети перейдем к более близким событиям.

КАК ЗАВЕЛ СТРАНИЦУ — БЕРЕГИ ЕЁ
Наименование «Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» или попросту «Роскомнадзор» в последнее время все чаще появляется в новостях, связанных с бурной деятельностью ведомства в сети. Большая часть просвещенных пользователей Интернета сходится во мнении, что данное ведомство преимущественно выступает в роли строгого родителя. Оно «грозит пальцем» сайтам СМИ (к примеру, Ленте.ru, получившей нагоняй за публикацию интервью «националистических призывов») и без сантиментов вносит другие сайты в реестр запрещенной информации. Во втором случае, опять же, прослеживается стиль поведения «родителя»: «нельзя вам такое читать, научат плохому».

Но новости о предупреждениях или внесении/исключении из «черного списка» давно перестали быть удивительными — ничего необычного, трудовые будни.

Новый всплеск интереса к деятельности Роскомнадзора произошел в конце февраля, когда Государственная Дума приняла в первом чтении «антитеррористический» пакет законопроектов. Вместе с прошедшими относительно незаметно частями пакета, в которых говорилось о расширении полномочий сотрудников ФСБ и отмене для террористов срока давности преступлений, депутаты подняли вопросы о борьбе с терроризмом в Интернете.

Так, согласно поправкам в закон «О связи» и Кодекс об административных правонарушениях, создатель любого Интернет-сайта — будь он физическим или юридическим лицом — обязан уведомить Роскомнадзор «о начале деятельности по организации распространения информации и обмена данными между пользователями в Интернете». Кроме того, данным лицам и компаниям предписывается в течение шести месяцев хранить сведения о любых действиях, совершенных пользователями, а при необходимости предоставить эти сведения уполномоченным госорганам. В случае невыполнения данных требований владельцу страницы в сети придется заплатить штраф. Физлица отдадут от трех до пяти тысяч рублей, а юрлица раскошелятся на сумму от 100 до 200 тысяч.

Кроме того, проект запрещает приём анонимных онлайн-платежей из-за рубежа, а максимальная сумма платежа для неперсонифицированного пользователя на территории России будет составлять 1 000 рублей в сутки и 15 000 рублей в месяц.

ИЗВИНИТЕ, НЕ РАБОТАЕТ
Большая часть вопросов по законопроекту возникла у «Ассоциации электронных коммуникаций». Вежливо отметив, что «отдельные положения законопроекта не соответствуют существующей практике, международному опыту и не учитывают существующие технологические возможности», эксперты Ассоциации перечислили недостатки «антитеррористических» сетевых поправок.

Первой из них стала нечёткость формулировок. В частности, в проекте упоминается «лицо, организующее распространение информации и обмен данными между пользователями». По сути, таким человеком является любой пользователь сети, не установивший пароль на свой Wi-Fi, или блоггер, оставляющий даже самый невинный комментарий (обмен информацией? Да. Распространение? Ещё бы). И если отталкиваться от таких смысловых построений, уже затруднительно ответить — а кто именно должен уведомить уполномоченный государственный орган (Роскомнадзор) о начале осуществления деятельности по «распространению»? «Роскомнадзор не лопнет от количества заявок на регистрацию?» — ехидно спрашивает один из посетителей сайта Habrahabr. «Может, и лопнет, но отгадайте, чьи это будут проблемы», — мрачно отвечает ему собеседник.

Впрочем, это вопросы формулировок, и можно не сомневаться — с этим врагом законотворцы справятся. А вот другие проблемы решить сложнее.

Так, не вся информация одинаково просто раскрывается. Чтобы получить данные одного рода, достаточно официального запроса, а другую информацию (к примеру, с закрытых от широкой публики сайтов) следует раскрывать лишь после решения суда — в проекте эта важнейшая часть пропущена, зато хорошо раскрыта тема штрафов.

Другой ошибкой эксперты посчитали полугодовое хранение информации. Надо заметить, что сейчас сервисы сохраняют, как правило, данные об активности пользователя — например, в какое время и с какого IP-адреса он зашел на сайт. Теперь, учитывая расплывчатость указаний, Интернет-компаниям грозят дополнительные траты на оборудование — если уж копировать информацию, так всю — с удвоением отведенных для работы мощностей. Такой удар по кошельку выдержат не все компании.

В качестве небесспорного, но гораздо более разумного хода сотрудники «Ассоциации» привели пример Директивы Европейского союза о хранении информации. Согласно ей, сервис-провайдеры должны сохранять и, в случае чего, предоставить компетентным органам данные, которые идентифицируют человека, пославшего информацию, получившего её, и время, в которое коммуникация была осуществлена. При этом, замечают эксперты, копья вокруг соответствия Директивы праву на неприкосновенность частной жизни ломаются до сих пор, так что опыт Европы — увы, не панацея.

Не забыли сотрудники Ассоциации и об ограничениях на электронные денежные переводы. Вступивший в нынешнем виде в силу закон может нанести ещё один мощный удар «по своим». Совершить покупку в Интернет-магазине или заплатить по накопившимся квитанциям уже не выйдет — по статистике, разовый электронный платеж зачастую превышает установленный «лимит» в тысячу рублей. Кто знает, может быть, с помощью «Яндекс.Денег» вы поддерживаете международный терроризм?

НА КАЖДЫЙ ХИТРЫЙ ЗАКОН…
Впрочем, один из авторов проекта, депутат Алексей Митрофанов, хоть и настроен решительно, но готов признать перегибы: «Я сразу могу сказать, что… будут исключены и те физические и юридические лица, которые не создают информационных систем, а просто организуют обмен. Но, тем не менее, это предмет серьёзной работы». В комментарии «Голосу Америки» депутат заявил, что «при втором чтении мы сможем рассмотреть какие-то идеи и точки зрения, раз инициатива вызывает серьезную озабоченность».

И всё же пользователи сети не настроены радоваться этим обещаниям. Утешать себя они могут разве что неповоротливостью государственного механизма да низкой компьютерной грамотностью «слуг народа». В самом деле, благодаря часто всплывающему сообщению от провайдера «Мы приносим свои извинения, но доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен» даже далекому от безграничных возможностей сети пользователю станет любопытно — о каких ещё «прокси» все говорят? Что за зверь «Tor»? Что такое «турбо-режим» в браузере? Вы не знаете? Вот и депутаты не в курсе. А что до регистрации сайтов — не беда, сайтов, заканчивающихся на «.ru», станет меньше, а с «.com» — прибавится. Интернет к ограничениям не привык — это бурный поток, и сдержать его ой как непросто.

Хотя законотворцы не оставляют попыток. Две недели назад сенатор от Кировской области Олег Казаковцев предложил Совету Федерации РФ поручить Роскомнадзору создание реестра владельцев сайтов. Регистрация в реестре должна быть платной — создатель заплатит за страницу в Сети пошлину в размере 1 000 рублей. Элегантностью идеи восхитился ещё один пользователь сайта Habrahabr — коллективного блога на тему информационных технологий: «Как все просто, черт побери!

В Рунете всего около 6 миллионов сайтов. По 1000 р. с каждого — это будет 6 000 000 000 рублей. Под 200 миллионов долларов! …На меня лично зарегистрировано несколько десятков сайтов. Практически все они — некоммерческие, валяются себе на одном из серверов тихонько, есть не просят, люди туда ходят какие-то, что-то читают, что-то пишут. Видимо, считают их полезными для себя. За пролонгацию доменов я плачу 95 рублей в год — и черт бы с ним, это мне не жалко. А вот регистрироваться, да еще и за 1000 р. Я их скорее удавлю всех, кроме пары последних, которые мне особо интересны и которые придется перерегистрировать в .com».

Впрочем, мысль кировского сенатора может и не найти воплощения, равно как и проект о регистрации может встретить препятствия на пути. По крайней мере, в день рождения Рунета — 7 апреля 2014 года национальному домену России .RU исполнилось 20 лет — в это отчегото очень хотелось верить.

С праздником, Рунет. Долгих лет...


Опубликовано: «Неделя.RU»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс