Хороший асфальт в Березниках не валяется

Текст: Татьяна Тихомирова

Вместе со снегом с березниковских дорог традиционно сходит и асфальт. Горожане даже как-то привыкли к такому весеннему «подарку», воспринимают с дежурным недовольством, как осеннюю грязь или крещенские морозы – мол, да, печально, а когда было иначе?

Власть из года в год рапортует, что ремонты идут, дороги становятся лучше, а вскоре и вовсе похорошеют, аки невеста накануне свадьбы. «Березниковский рабочий» попытался сравнить планы и мнения горожан и чиновников по поводу состояния березниковского асфальта и того, какие участки городских улиц и почему, прежде всего, нуждаются в ремонте.

Журналисты «Березниковского рабочего» выбрали пару погожих выходных и проехались по всему городу, считая ямы. Более всего нас впечатлили «военно-грузинские» дороги по улицам Тельмана и Свердлова, Челюскинцев и Ленина в районе одноимённого дворца; дыры в асфальте по Карла Маркса, рядом с бассейном; совершенно колёсоотрывательные ямы в районе дома № 11 по улице Циренщикова, недалеко от площади Фронтовиков. Впрочем, надо отдать должное МБУ «Спецавтохозяйство», ответственному за состояние и ремонт городских дорог: во время нашего рейда мы не раз наблюдали, как работники этой организации старательно латают небольшие ямы.

Общению с журналистами рабочие и их непосредственное начальство, на которых мы наткнулись, обрадовались не особо, но всё же пояснили, что заделка асфальтовой смесью небольшой ямы размером чуть поболее столового подноса занимает около получаса. Осушить дно ямы, заложить асфальт, утрамбовать специальной, похожей на газонокосилку, машинкой, залить края битумом. Делов-то. Но чтобы «заплатка» прослужила долго, делать это необходимо в сухую погоду. Дождя в тот момент, конечно, не было. Да вот только по дороге вовсю текла талая вода. Хм. И заделывали рабочие таким методом только мелкие ямы.

По словам работников уже другой бригады, латавшей такие же мелкие дырки на улице Карла Маркса, большие дыры в дорожном покрытии будут закладывать кирпичами. И день ото дня жёлтые «стенки» начали появляться на месте былых ям всё чаще: то там, то здесь. Не березниковские дороги, а путь в Изумрудный город.

Чтобы сравнить мнения чиновников и горожан по поводу состояния дорог и зон, где ремонт необходим более всего, мы опросили десятки людей: как профессиональных водителей, так и любителей, разместили соответствующие вопросники в популярном интернет-сообществе и направили запрос в Управление благоустройства нашего города. И, соответственно, получили мнения березниковцев и начальника упомянутого подразделения городской управы Ларисы Хомутовой. Вот им и слово.

СОСТОЯНИЕ РАССТОЯНИЯ
Большинство опрошенных нами горожан не было готово спокойно рассуждать о качестве березниковского асфальта. Фразы «безобразие!», «кошмар!» и «да что же это делается!» были самыми спокойными из тех, что мы услышали. По всему видать, ямы и выбоины на проезжей части людей не радовали. В массе березниковцы выставляли городским и пригородным дорогам диагноз «как после бомбёжки», «это не дороги, а направления». А если в баллах, то «два», «кол» и «ужас кромешный». Большинство водителей затруднились назвать более-менее приличные участки дорожного покрытия, отмечая лишь год или около того назад отремонтированные центральные улицы.

Виталий, таксист: "У нас относительно нормальная дорога только по улицам Юбилейная и Пятилетки, и то не целиком. А остальное – просто караул! Ремонтировать надо всё. По совести, я таких кошмарных улиц и дорог, как в этом году, просто не припомню. Хуже чем в прошлом году, а в прошлом было хуже чем до того. И с каждым годом всё страшнее и страшнее. И ведь ясно, что за два, по сути, месяца лета, это всё нельзя отремонтировать, что бы нам ни обещали. Помните, как было в прошлом году? Раз, два, набежали с техникой, за какие-то недели накидали асфальта и по улицам, и во дворах. Ну и где это всё, что с ним стало? Одно ясно, что говори не говори, всё равно ничего не изменится. Караул!"

Толя Шульц, участник интернет-сообщества «Типичные Березники»: "А где же служба, которая обязана контролировать состояние дорог и в срочном порядке устранять проблемы? Да я вообще думаю, что мэр видит город из окна тонированного служебного авто, а для «крузака» дороги вроде нормальные!"

Танюшка Павловна, участница того же сообщества: "Дороги вообще ужасные. Куда смотрят чиновники? Особенно по «пьяной» дороге. Как ехать? И у дворца им. Ленина кошмар!"

Ирина Сергеевна, предприниматель: "Буквально все дороги в чудовищном состоянии. Из года в год слышим обещания, что станет лучше. Но уже не верим, конечно. Всё хуже и хуже. Почему по Юбилейной, когда дождь, вода течёт рекой, не перейти? Потому что нет ливневой канализации, и я не заметила, что после ремонта что-то изменилось. Удивляюсь, что люди ухитряются попадать в аварии – ездить приходится со скоростью улитки, потому что иначе просто расшибёшь машину. А ведь мы все платим транспортный налог, столько разных сборов, ужас! Безобразие, словом".

Лариса Хомутова, начальник управления благоустройства администрации г. Березники: "Доля автомобильных дорог местного значения, соответствующих нормативным и допустимым требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям сети автомобильных дорог общего пользования местного значения, составляла в 2012 году 37%, в 2013 году – 43,68%. В 2014 году планируется выйти на показатель 48,5%".

Итак, по этому пункту мнения разошлись. С точки зрения официальной статистики качество березниковских дорог неуклонно растёт.

ЧИНИТЕ ЭТО НЕМЕДЛЕННО!
То, что городские дороги нуждаются в ямочном ремонте, а местами и в полной реконструкции, в доказательствах не нуждается. Достаточно на эти самые улицы выйти. Какие улицы, прежде всего, по мнению березниковцев и чиновников, нуждаются в ремонте, и какого рода, прежде всего?

Игорь, таксист: "Прежде всего, дорогу на Усольский микрорайон нужно ремонтировать: возле содового завода яма на яме, у отворота на «Меакир» огромная выбоина, если дороги не знаешь, то убиться можно. Там сейчас кирпичами дыру заложили, но я вчера ехал, и каменюка уже была выбита, лежала рядом. Плюс на самом мосту, когда проезжаешь второй от города противоскоростной вал, опять же яма и арматура торчит. И год назад торчала. А в городе первым делом нужно ремонтировать улицу Свердлова, Тельмана и Ленина".

Евгений Антонов, участник интернет-сообщества «Типичные Березники»: "Залетел недавно в яму на перекрёстке улиц Коммунистическая и Карла Маркса. Лужа была большая, а езжу там редко, не выбрал нужную скорость при повороте, даже защитой брякнул. Но вроде всё обошлось. А вообще, по Карла Маркса яма на яме, конечно".

Максим Зигнадаров, участник того же сообщества: "Много ям по Свердлова. Ехать невозможно, особенно на участке от Околицы до моста. Попали в этом году в яму на улице Мира, написали заявление, сейчас её больше нет. А Юбилейная? Вроде бы главная улица города, но сколько ям на участке от Мира до Свердлова!"

Что ж, обнадёживающе. По крайней мере, часть мнений чиновников и горожан совпали, ремонтировать собираются действительно проблемные участки. Не все названные, правда.

ПО ДОРОГЕ ИЗ ЖЁЛТОГО КИРПИЧА
По мнению горожан, чуть ли не главной причиной того, что асфальт каждую весну тает вместе со снегом, беззубо зевая в небо провалами ям, является то, что дорожные выбоины заделывают малоэффективными способами: закрывают дыры небольшими заплатками, закладывают кирпичами. А когда весной начинаются перепады температур, вода на дороге то течёт, то вновь замерзает, мелкие трещины разрывает льдом, и весь ремонт насмарку. Также попеняли на новый метод, активно использующийся в последние пару лет, так называемый «струйно-инъекционный»: это когда к выбоине подъезжает машина и буквально из шланга заливает дыру починочной смесью.

Березниковцам сие новшество пришлось не по нраву. И понять их несложно. Действительно, насколько можно верить им и своим глазам, все заделанные этим методом в прошлом году ямы уже пришли в исходное состояние.

Попеняли горожане и на кирпичную закладку ям: дескать, держатся каменюки в асфальтовом ложе плохо, колёса авто их выворачивают, а налететь вечерней темнотой на кирпич чревато дорогостоящим ремонтом.

По словам Ларисы Хомутовой, 25% ямочного ремонта в 2013 году выполнено струйно-инъекционным методом. Остальной ремонт выполнялся горячими асфальто-бетонными смесями. Она же отметила, что в связи с частыми переходами температуры воздуха с «плюса» на «минус» в зимний и зимне-весенний период интенсивно разрушается асфальто-бетонное покрытие. В качестве превентивных мер предотвращения разрушения асфальто-бетонных покрытий в весеннюю распутицу чиновница указала на то, что до 15 мая ограничен проезд большегрузного транспорта по автодорогам. Она же уверила, что при весеннем обследовании автодорог, находящихся на гарантии, все выявленные дефекты будут устранять подрядные организации за свой же счёт. Имеющиеся технологии ямочного ремонта не позволяют укладывать асфальто-бетонную смесь в сырую, холодную погоду. Заделка аварийных выбоин кирпичом носит временный характер, и основная задача закладки – обеспечение безопасности дорожного движения согласно ГОСТу 505997-93 («Государственный стандарт РФ. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»).

Мнения горожан можно было свести к фразе «делать надо нормально, тогда и разваливаться не будет». В частности, один из наших собеседников, раньше трудившийся в дорожных службах, указал на то, что ремонт то и дело осуществляется с нарушением технологий, асфальт кладут прямо в лужи, а расчистка выбоин под ямочный ремонт будто нарочно делается так, чтобы «заплатка» на дороге не задержалась.

ВСТАТЬ, СУД ИДЁТ?
Подсчитывать приблизительный материальный ущерб, который дорожная ямища могла бы нанести автовладельцу, – дело безнадёжное. Всё равно, что считать среднюю температуру больных по стационару с учётом коек морга. Чья-то машина подешевле, другая – куда дороже. Разброс цен на шины и диски велик, повреждения могут случиться разные, от пробитой шины до начисто оторванного колеса. Как уверили нас работники березниковских шиномонтажей, сейчас у них самая страда. В день от 10 до 40 «пробитых» клиентов бывает. Это в каждом из трёх подобных заведений. Вместе со стоимостью услуг шиномонтажников выходит в основном по 2-5 тысяч рублей с бампера. А кто и сразу два колеса пробивает. А кому и автоэвакуатор заказывать приходится. Словом, разорение.

Естественно, мы поинтересовались у Ларисы Хомутовой, кто несёт ответственность в тех случаях, когда причиной ДТП или автотравмы однозначно является состояние дорожного покрытия. Те же ямы, в частности. Чиновница ответила буквально следующее:

– Ответственность за неудовлетворительное состояние дорожного покрытия несёт организация, которая выполняет работы по содержанию дорог. В настоящее время это МБУ «Спецавтохозяйство г. Березники». Если участок дороги находится на гарантийном обслуживании, то ответственность на подрядной организации, выполнившей ремонт. Иски в суд по ДТП подаются не на подразделения администрации, а на организацию, осуществляющую содержание автодорог.

По её же словам, статистикой по судебным делам такого рода администрация Березников не располагает.

А что же горожане? В основном, реагируют так же, как и на большинство привычных проблем в нашей стране: ворчат, в частных разговорах высказываются зачастую крайне резко. Но активной борьбы с дорожниками и чиновниками не ведут, полагая это дело безнадёжным. Никто из наших многочисленных собеседников не назвал ни единого конкретного примера, когда пробитое колесо становилось причиной судебного разбирательства. Хотя все в голос утверждали, что если бы подобные суды вошли в привычку, а присуждённая сумма ущерба взыскивалась с организации-ответчика, а лучше всего – лично с руководителя, ухабистая дорожная ситуация изменилась бы обязательно. И быстро.

ДОРОГУ ПЕШЕХОДУ! И ХОРОШУЮ
Пеняли березниковцы и на пешеходные зоны: где с коляской по выбоинам не проехать, в другом месте асфальт с времён основания города не чинили, в третьем отчего-то смывает половодьем новомодную тротуарную плитку. Хотя, когда затевались позапрошлогодняя реконструкция сквера Первостроителей и Советской площади, чиновники хором уверяли горожан, что всё будет нормально.

Мы побывали в проблемных местах пешеходных зон Березников. На Советской площади обнаружили пару выбитых плиток, в месиво размолотый газон, отошедший бордюрный камень и приличную яму, которая на данный момент продолжает расти.

Не радует и сквер у памятника Первостроителям. Мало того, что сам монумент перезимовал как-то так себе, местами со стелы слезла краска, но и тротуарную плитку у лестниц опять смыло, и вновь в том же месте, что и прошлой весной. А ещё в глаза бросается отколотая облицовка газонных ограждений, отлетевшие плитки на самих лестницах и прочая куча мелких недостатков. Вопросы по данному поводу мы тоже адресовали Ларисе Хомутовой. По её словам, реконструкция части проблемных мест просто ещё не закончена:

– После проведения ремонтов и реконструкций в 2012-2013 гг. на гарантийном обслуживании находятся Рябиновый сквер и площадь Первостроителей. Благоустройство Советской площади в 2013 году не завершено. Приёмка в эксплуатацию будет производиться в 2014 году после выполнения всех работ по благоустройству. До конца апреля (после таяния снега) будут проведены комиссионные обследования совместно с подрядчиками по содержанию и подрядчиками, выполнившими ремонтные работы. Все нарушения будут зафиксированы, определены виновные и сроки устранения данных нарушений.

С позицией городской управы всё более-менее ясно. Понятно и мнение горожан – ни один из наших собеседников не выразил благодарности за то, что ездить и ходить по Березникам стало лучше и веселее. Да и автор этой статьи в процессе подготовки материала побывала в шиномонтаже не только для того, чтобы поговорить о статистике. В процессе фотоохоты на березниковские ямы возивший меня автомобиль пробил колесо. На улице Циренщикова.

СВОИМИ СИЛАМИ
Что делать березниковским чиновникам для улучшения городских дорог, очевидно: работать. И работать хорошо. А какие способы давления на дорожно-безответственную власть предлагают сами березниковцы?

Эффективных не предложили. Хотя называли эффектные. В частности, вспомнили приснопамятную инициативу екатеринбуржцев, когда вокруг городских ям были нарисованы портреты чиновников и процитированы их обещания навести полный дорожный порядок. Также предлагали горожане высаживать в выбоины картошку и цветы, устроить в них «могилы» для ответственных лиц: насыпать холмики и сверху таблички с фамилиями чиновников и дорожников установить. Советовали друг другу по каждому поводу подавать в суд, заваливать мэрию заявлениями, устроить на самых «разбомблённых» дорогах города «аллею славы» с именами всё тех же чиновников. Среди общего хора голосов прозвучало предложение воспользоваться сервисом rosyama.ru. Там можно указать координаты дорожного повреждения, в электронном виде отправить заявление и контролировать время выполнения заявки: если воз не сдвигается с места, по истечении положенного срока сайт сам пришлёт уведомление и форму для отправки заявления уже в прокуратуру.

Что из этого осуществится, как, когда и случится ли вообще – вопрос открытый. Что ж, близится лето, идёт ямочный ремонт, шиномонтажи работают. Посчитаем цыплят по осени? Тем более, что с нашим летом до неё не так уж и далеко.


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


дороги