Журналистике научить невозможно
Светлана Кирсанова, заместитель главного редактора журнала «Сибирское богатство», Тюмень. Перед отъездом в 2011 году работала обозревателем в городской газете «Курган и курганцы».
– Света, отличается ли тюменская журналистика от курганской?
– По большому счёту, разницы нет – суть журналистики всегда одна и та же: сходил, взял информацию, изложил ее максимально доходчиво и оперативно. Что в Кургане, что в Екатеринбурге, что в Тюмени (это я называю города, где работала) профессионализм журналиста – на первом месте.
Причем в Тюмени, на мой взгляд, умеют ценить профессионалов. Без работы хороший журналист не останется. Для ветеранов журналистики существует масса всяческих бонусов, есть звание «Легенда тюменской журналистики», совсем недавно выпущена «Энциклопедия тюменской журналистики», где названы имена всех, кто писал историю освоения этого сурового края. Общее впечатление: журналисты здесь не просто наблюдают и фиксируют происходящее, но сами являются участниками процесса.
– Расскажи о своей журналистской удаче на чужбине.
– Самая большая удача – моя сегодняшняя работа. Мне удивительно комфортно в этом городе, в этом журнале, выходящем раз в месяц на 82 страницах. Считаю, мне очень повезло. После многолетней работы в газетах и информационных агентствах с их вечной беготней и заполошностью, наконец, получила возможность заниматься любимым делом: собирать, анализировать информацию и выдавать не сиюминутный продукт, а вполне осмысленный и мотивированный текст, ориентированный на умного читателя.
И поскольку все в жизни, я убеждена, развивается так, как надо, а я всегда стремилась к получению новых знаний и повышению профессионального уровня, судьба подарила мне шанс учиться у настоящих профи. Начальники мои – удивительно творческие люди, один в стратегическом плане (что и как писать), другой креативен как в верстке, так и в редактировании. Вместе это феноменальный дуэт, за которым хоть ходи и записывай перлы. Если хоть чему-то успею у них научиться – это уже удача.
– Изменилось ли твое отношение к журналистике за время после отъезда?
– Три года – не такой уж большой срок на фоне моего 30-летнего опыта. Все, что можно было передумать по этому поводу, давно уж передумано, и все для себя решено. Журналистику можно проклинать, временами ненавидеть, можно уставать от людей и повседневных рутинных обязанностей. Неслучайно ведь многие перегорают: или спиваются, или пишут такой бред, который читать-то неудобно. Но положа руку на сердце, ничем другим я не хотела бы заниматься. Каждый раз из ничего – пустого, несуществующего пространства – создавать нечто новое, живое, трепещущее – это же круто. В этом ведь суть нашей работы: не было буквально ничего, а вот уже воплощаются в жизнь твои знания, мысли и эмоции – на страницах печатных СМИ, в телевизоре или радио. По большому счету, о чем бы (на какую тему) ни писал человек, он всю жизнь пишет о самом себе. И если ты личность, твои творения будут интересны в любом случае.
– Сколько должны платить журналистам?
– Журналист сам определяет, сколько ему зарабатывать. Если денег не хватает на основном месте работы, он находит дополнительный источник заработка. Я, кстати, не припомню, чтобы всегда жила на одну зарплату (прямо как проклятие звучит). Постоянно нужны были деньги то на учебу детей, то на жилье, ну и прочее. Так что находила подработки: рекламные, выборные материалы и вообще все, что возможно. А вот сейчас могу себе позволить жить на одну зарплату. Практически не беру халтур – только уж в крайнем случае, если самой тема интересна или может пригодиться в журнале. Даже не потому, что денег много – их никогда не бывает много, а просто мне реально нравится заниматься своей основной работой. И тратить силы и время на что-то другое не хочется.
– Назови три источника новостей для тебя.
– «Ведомости», «РБК», «Коммерсант». Потом – местная пресса и обзор фондовых рынков.
– Твоя работа сейчас соответствует ожиданиям, которые были в начале карьеры?
– Ожиданий-то особых не было. Честно говоря, выбирала профессию исходя из принципа: лишь бы ни в коем случае не оказаться в деревне. Мои родители вскоре после моего рождения переехали из Каменска-Уральского в сельскую местность, и ничего тоскливее осенних вечеров в деревне я не знаю до сих пор. Приехать летом на недельку – другое дело. Так что рассматривала несколько вариантов, в том числе работу криминалиста. На следующее утро после выпускного вечера в школе уехала в Екатеринбург, осмотрела здания вузов, и УрГУ мне приглянулся больше других. А коль до этого год училась заочно на подготовительных курсах журфака, не было иной дороги, как в журналистику.
Моя работа сейчас – самая лучшая работа в мире. Все сложилось лучше, чем я могла рассчитывать.
– Журналист должен быть непьющим?
– Журналист должен уметь пить, потому что некоторые сведения просто не получить в официальной беседе.
– Дай совет начинающим журналистам.
– Уверена, что журналистике научить невозможно. Поэтому, кстати, всегда отказывалась от преподавания. Можно научить технике: как печатать, фотографировать, составлять вопросы для интервью. Но в принципе даже на первом курсе университета или уже в школе понятно, получится из человека журналист или нет. Журналист – не пишущая машинка и не патефон с затверженными вопросами. Это живой человек со своим мироощущением, своим жизненным опытом, своей эрудицией. То есть для того чтобы стать настоящим профессионалом, надо в первую очередь быть личностью. Как можно больше читать. Пользоваться любой возможностью повысить уровень образования и получить новые знания. Смотреть хорошие фильмы. Слушать хорошую музыку. Путешествовать, получать новые впечатления, расширять кругозор. Изучать языки, в конце концов. Никогда не останавливаться в развитии. Не считать себя самым умным и все умеющим – это прямой путь к деградации, в том числе профессиональной. Любить людей, интересоваться ими. Если ты можешь себе позволить идти к человеку с «тухлыми» глазами, о профессии журналиста лучше забыть.
Опубликовано: страница в Facebook Светланы Кирсановой
Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
Школа Лучникова
-
Главный редактор газеты «На родной земле» (Сивинской район Пермского края) о проблемах выживания издания
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Дошло ли сейчас состояние нашей письменной и устной речи до того уровня, когда надо принимать валидол?
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
The New York Times опубликовала 11-страничный документ Our Path Forward, посвященный стратегии одного из крупнейших изданий в цифровом мире. Читайте полный перевод документа
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин