Человек-праздник из Березников

Сегодня у нас в гостях клоун Горошек – дрессировщик, фокусник, жонглёр и просто интересный рассказчик Александр Иванович Клочихин.

- Александр Иванович, начнём, как говорится, от печки: как вы нашли своё цирковое призвание, стали артистом цирка?
– Когда я был пацаном, в городе было три цирковых коллектива. Я о них не знал и попал в цирк случайно. Пошёл записываться в авиамодельный кружок и в открытую дверь увидел какие-то необычные вещи, яркий реквизит – это была цирковая студия. Зашёл и остался навсегда. Всему научился: работал на проволоке, лестнице, катушках, играл на саксофоне, занимался эквилибром на руках… Клоунада умещает в себе множество жанров.

- Как вы пришли в профессиональный цирк?
– Я учился в Перми на режиссёра, но с дальним прицелом – стать цирковым режиссёром, я и практику проходил там в Госцирке. Потом меня пригласили в Ленинградский цирк. Я тогда уже чувствовал себя скованным из-за недостатка опыта, мне катастрофически не хватало знаний, чтобы сделать оригинальный номер. И я поступил в студию клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре. Там преподавали грим, эксцентрическую акробатику, репетировали этюды. То есть обучали технике. А вот применить всё это, собрать номер – зависит только от тебя, твоей фантазии.

После окончания студии я решил работать в жанре клоунады и старался разнообразить свой репертуар, чтобы у меня были и музыкальные репризы, и акробатические, и жонглёрские и, конечно, дрессура. Тогда появился друг – собачка-болонка Мальвина из Ленинградского цирка. Собачка была настолько умной, что, можно сказать, мне этот путь давался труднее, чем ей, поскольку это был мой первый опыт дрессуры. Рождались новые трюки. Получился солидный номер, с которым мы поступили в Ростовский цирк. С Мальвиной мы изъездили всю Россию, гастролировали за рубежом.

- Что это был за номер?
– Не хотелось повторять уже виденное – прыжки, пируэты, прочие партерные вещи. Мечтал придумать что-то своё, оригинальное, неожиданное. Я выступал эквилибристом на катушках. У нас появился уникальный эксцентричный номер-эквилибр на пяти катушках с элементами дрессуры. Собачка пролезала сквозь катушки, запрыгивала ко мне на руки, даже на голове сидела. Потом появилась вторая собака, трюки наши стали сложнее. Трудно сказать, кто из нас был талантливей, кто сыграл большую роль в том, что моя карьера сложилась удачно. Мы стали лауреатами международного конкурса в Праге, показав сложнейший номер.

- Дрессура – это всегда жестокость?
– Категорически нет! Мои собаки обладали таким поразительным умом (если не умом, то сообразительностью), что выполняли всё по щелчку пальцев. Я никогда их не дрессировал в прямом понимании этого слова, я их обучал трюкам, разговаривая с ними, как с людьми. Случалось, на новой, непривычной площадке не всё у них получалось чисто, и я, уходя за кулисы, выговаривал им, мол, что это вы сегодня растерялись, лучше надо… Они бегут рядом, смотрят на меня, слушают до того внимательно, что – бац! – одна налетела на какую-то стойку или тумбу, бац! – другая… Не знаю, может быть, мне собаки попадались такие особо талантливые, но мы всегда отлично понимали друг друга.

- Когда собаку приучают выполнять что-то, используют поощрение чем-нибудь вкусненьким. А как дрессируют птиц?
– Перед началом обучения птиц пару дней не кормят. Потом начинаешь кормить с руки, чтобы они к тебе привыкли, и так, постепенно, с помощью корма «объясняешь», что надо сесть на руку, на голову, сквозь кольцо пролететь. Однажды у меня появился голубь. Мы работали на Дальнем Востоке, после представления голубочек остался в зале. Я его подманил, позанимался, сделал несколько трюков. У меня жена работала «каучук», была Чайкой, и в финале выступления я выбрасывал голубка из зала, он летел и садился на её вытянутую руку. Очень красиво!

- Какие ещё животные у вас были?
– Был гусь Петрович, он танцевал вальс, хлопал крыльями. Ёжики были, дикобраз, белочка, кролики. Когда один из моих учеников делал иллюзион с мелкими животными, я ему отдал номер вместе с животными – кроликами, крысками, и сейчас у него солидная собственная программа. Обезьяны были: макак, мартыш и гамадрильчик маленький, ему ещё года не было. Я забрал его из зоопарка, где его все другие обезьяны обижали. Он там всё время сидел в чашечке и так привык к ней, что пришлось его забрать вместе с чашкой. Он везде её с собой таскал, и его так и прозвали – Гаврюша-с-чашечкой. Он сначала под стулом прятался, потом осмелел, приручился, в номере на машине ездил, ничего не боялся, ни людей, ни зверей. Много было трюков с ним и у дочери. Она, например, по арене едет на велосипеде, на шее – питон, на плече Гаврюша, и он пальчиками перебирает, у питона блох ищет. Очень забавно!

- Сколько вам требуется времени, чтобы научить животное трюку?
– Всё зависит от сложности. Есть животные, которые могут очень быстро, с маху начать работать, например крысы. Если крыска хорошо тебя знает, не боится, то её уже можно вводить в номер. Садишь её в карман, в шляпу, когда это нужно для фокуса, и она сидит себе тихонечко. Конечно, когда нужен трюк посложней, например выкрутка, то есть она с ноги должна взлететь мне на голову, тогда надо немало времени. Вообще, дрессура – это очень долгий процесс, требующий огромного терпения и от дрессировщика, и от животного. Вот была у нас курица, так я её, прежде чем учить делать что-то на сцене, сначала учил ходить с пятого этажа по лестнице в подъезде. Сыпал семечки на каждую ступеньку, она спускалась, поднималась. Так и научилась. Она у нас такая умница была! Однажды гулял с ней, пора домой, а она не хочет. Бегал за ней, бегал, рассердился и домой ушёл. Через какое-то время тюк-тюк в дверь, открываю: стоит, крылья растопырила, голова набок, и ещё громко так что-то квохчет – возмущается, мол, совести у тебя ни на грамм, бросил птичку, свинья такая! Потом стал оставлять её во дворе, приглядывал, конечно, с балкона, но в защите она не нуждалась – ни одной собаке спуску не давала.

- Что она на арене делала?
– Ой, много всего: через кольца прыгала, «ножки» бегала – это я шагаю, а она «змейку» вокруг ног выписывает… Очень талантливая была! В своих спектаклях вы не только главное действующее лицо, но и режиссёр.

- Как вы находите тему для новой репризы?
– Например, когда у нас был Театр зверей и мы работали с крысами, наш друг на неделю принёс нам своего кота, оставить его было не с кем. Котище невероятно огромный, ленивый фантастически. Крыски у него по голове ходили, а он не то чтобы лапой пошевелить, даже глаз не открывал. Эта благостная мирная картина породила идею номера «Давайте жить дружно!», где, как в мультике, герои – Леопольд и мыши. Все репризы создаются под конкретных артистов – кошку, собачку, питона, кролика. Я дополняю дрессуру фокусами, жонглирую, и так «собирается» новый номер.

- Сейчас во всех видах и жанрах сценического искусства актуален интерактив – спектакль или концерт с участием зрителей. А как в цирке?
– Во всех моих выступлениях главные участники – зрители. Например, я выхожу, объявляю, что у меня разболелась голова, сам работать не могу, помогайте. Даю им платочки, прошу завязать, потом что-то делаю с ними, комкаю, дую, трясу. Все ждут, что узелки развяжутся, а они не развязываются. Я ворчу, мол, понавязали тут, работать невозможно, забирайте назад. Они берут скомканный платок, произносят волшебное «симсалабим», расправляют – узлов нет. То есть у них фокус получился, а у меня – нет. В этом и есть главная задача – убедить зрителя, что все чудеса он сделал сам! После концерта детишки спрашивают: «Дяденька клоун, а если я дома скажу «сим-салабим», у меня получится?». Отвечаю, что получится обязательно, только надо лет десять потренироваться.

- В будущем году исполнится 50 лет вашей цирковой деятельности. Есть ли у вас, артиста с огромным опытом, мечта? Хочется попробовать что-то новое?
– У меня каждая программа – новая. Мой принцип – не стоять на месте. Не было случая, чтобы одна программа была абсолютной копией другой. Новые звери, трюки, сценарии – это, в общем-то, в цирке необязательно, можно годами гастролировать с одной и той же программой, как делают многие. Но я так не могу, мне неинтересно. А насчёт попробовать что-то новое… Я сейчас работаю с мыльными пузырями. Знаю о такой фишке: если выдуть большой пузырь зимой, в морозный день, когда с неба спускаются редкие-редкие мягкие пушинки, то такая снежинка при соприкосновении с пузырём вызывает мгновенную кристаллизацию по всей поверхности. Пузырь покрывается инеем, становится, словно заиндевевшее стекло. Об этом я только слышал, но, говорят, зрелище сказочное. Но, сами понимаете, чтобы сделать такой трюк, мало желания и умения, требуется «нужная» погода.

- Что вы, человек-праздник, пожелаете нашим читателям?
– Ходите в цирк вместе с детьми, он обязательно подарит вам хорошее настроение, вернёт в детство. Но даже если такой возможности нет, научитесь находить радость в окружающем мире, радоваться солнцу, небу, хорошим людям. Любите и цените жизнь, она так коротка, что даже один день, прожитый без радости, – непростительное расточительство!


Опубликовано: газета «Березниковский рабочий» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


люди