Космическое гражданство березниковского художника

28 января в городском музее открылась ретроспективная выставка Геннадия Шварева/ Фото: "Березники вечерние"

28 января в городском музее открылась ретроспективная выставка Геннадия Шварева. Накануне 50-летнего юбилея художник выпустил свой авторский альбом графики «Ангел сна». В нем отразились не только творческие предпочтения, но и мировоззрение автора.

Он привык удивлять. С детства. В девятом классе щелкал как орехи задачки за третий курс института, блистал на областных олимпиадах по физике, но стал художником. И на этой ниве пошел непроторенным путем, создавая помимо пейзажей и портретов графические работы философского плана. Его иллюстрации к произведениям Гете, Байрона, Данте, современных поэтов исполнены тайных смыслов, прочтение которых доступно лишь подготовленным.

- Я график по образу мысли, - говорит Геннадий Геннадьевич. - Живопись для меня - отдых, а графика - размышление о космосе, земле, отношении к жизни. В 20 лет меня стали волновать знания о непроявленных мирах. Я начал интересоваться эзотерикой. Достать нужную литературу на эти темы было почти невозможно, и поговорить было не с кем. Поступил на художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута. В поле моего зрения попали произведения индийских вед, Булгакова, Гете. В поисках темы курсовой работы, которая должна былa стать предтечей дипломной, я остановился на иллюстрациях к «Фаусту». Педагоги удивившись тому, что молодой человек замахнулся на такое философское произведение. Но все было решено. Я считаю, что в художественной литературе - это самое великое произведение всех времен и народов. В нем можно наши все нужные ответы.

В середине 2000-х годов я загорелся мыслью выпустить книгу «Фауст» со своими иллюстрациями. Так совпало, что 2005 год был объявлен Годом русско-немецкой дружбы. К этой дате Пермское книжное издательство выпустило издание на двух языках - русском и немецком.

С 9 лет я вел дневники, куда выписывал мысли великих нолей, мечтая, став взрослым, проиллюстрировать их. Рал, что мне это отчасти удалось. Мои графические работы больше не станкового плана, они тяготеют к книжному формату. В числе прочих сделаны иллюстрации к книгам местных поэтов - Юрия Маркова, Алексея Решетова.

- По какому принципу вы отбирали работы для юбилейной выставки?
- Для меня в искусстве больше всего важна философия, которая помогает найти правильный путь, не заблудиться. В течение пяти лет я создавал серию работ «Люди и Боги», которую завершил накануне Нового года. Я писал картины словно под напряжением. На выставке представлены шесть произведений этой серии, каждая требовала серьезного осмысления. Считается, что если поэт хотя бы одному человеку озвучил свое стихотворение, оно записывается на небесах. Также музыкальное и художественное произведения. Поэтому в работе важен каждый штрих.

О чем эта серия? Те, кто занимаются славянской культурой, знают, что были у нас свои Боги, свои предки, наши праотцы. И они рабами нас не кликали, это религии мира создают себе рабов. Эту мысль я несу через графику и через слово, потому что показать тонкие миры только посредством изобразительного творчества сложно.

В представленных портретах знакомых людей мне важно не только внешнее сходство, по и аллегория времени. Пейзажи - в моем творчестве - не просто деревья, а двое влюбленных, женское и мужское начало.

Я работал акварелью, маслом, углем, сангиной, в технике линогравюры. В какой-то период мне захотелось сделать аппликации на тему «Человек и природа». В картинах «Жажда», «Танец огня» переданы размышления о том, как человек общается со стихиями природы. Также на выставке представлены серии работ «По рекам и горам Уралa», «Парки и скверы», «Размышление о вере». Картину «В храме утраченной веры» мне захотелось написать после случая, который меня задел: в одном из чердынских храмов я увидел объявление «Сдайте деньги на храм и вы экспрессом поедете к Богу»...

- Вы читаете много исторической, мифологической, религиозной литературы, древние письмена на старославянском языке. К каким важным философским открытиям вы пришли?
- Одна из первых моих графических работ «В круговороте рождения» очень символична, в ней зашифрована информация о странствии души во Вселенной. Мы пришли сюда познавать мир, научиться быть отцами, дедами, внуками... Мы творим взаимоотношения по образу и подобию. С этими знаниями жить и тяжело, и просто, потому что ты понимаешь, что происходит, как влияют тонкие миры на человека, события, жизнь родных и близких. Это меняет отношение к женщине, земле, другим приоритетам. Не пустые слова о том, что с собой не заберешь материальные блага, «там» ценится другой багаж, позволяющий человеку самому стать творцом.

В последние годы я живу больше как эзотерик, чем как художник. Могу отказаться от участия в выставке, но не от поездок в места силы, общения с волхвами, шаманами, ведунами. В Березниках тоже есть группы разных эзотерических направлений, где мы общаемся, обсуждаем многие темы. Но для сознания большинства людей в эзотерике есть что-то пугающее. Я хотел подготовить для города цикл лекций. Начал в библиотеке с беседы о праязыках - глаголице, кириллице и других. Рассказывал о том, что каждая буквица обладает энергией, градусом, вкусом, плотностью, кратностью, и когда они строятся в слоган образуется целая симфония. Затронул в лекции исторические моменты, темы христианского православия, но видел, что многие вещи слушатели ещё не готовы воспринимать. А я этим живу 24 часа в сутки. Хочется помогать людям, земле, пространству.

В дни весеннего и летнего равноденствия мы с группой единомышленников выезжаем на природу, проводим игры, практики по оздоровлению, возносим гимны земле.

В прошлом году побывали под Александровском на капище, в храме Лады, в храме Яра, представляющим собой огромный похоронный комплекс, где сжигали людей. Там много камней рода, на которых проводили обряды. В 1917 году в тех местах многое повзрывали, только камин и остались. Все ведическое под корень уничтожено.

- Остается ли в вашей жизни место педагогической деятельности?
- В системе дополнительного образования педагоги держатся за свои места, туда сейчас не устроиться. А в школе на общеобразовательном потоке я работать не смогу. Был опыт. Работаю охранником с удобным графиком.

Тепло вспоминаю тринадцать лет работы в школе-интернате, где наряду с другими творческими направлениями стараниями директора Владимира Павловича Окулова было открыто художественное отделение. Мы жили большой семьей. Неблагополучные дети чувствовали открытость и полную отдачу педагогов и сами открывали сердца, жадно тянулись к прекрасному. Многие из них, став взрослыми, продолжили заниматься живописью. Особенно мне запомнилась Любаша Павлова, девочка, которая, поступив на художественное отделение училища № 28, осваивала два курса за один год. Мне было приятно, что это моя ученица.

- Выход альбома - всегда событие для художника...
- Мой авторский альбом недавно вышел небольшим тиражом. В нем я ушел от искусствоведческих высказываний, хотелось, чтобы там присутствовала живая мысль художника. Интересно, когда понимаешь, что привело автора к написанию этих произведений, почему он взялся за определенные темы. Я включил в альбом тексты но эзотерике из своих дневников, строки, отвечающие моему мировоззрению, из вед, сборников местных поэтов и «Фауста» Гете.

Я не ищу покоя столбняка.
Способность потрясаться -
высока,
И непривычность чувства
драгоценна
Тем, что роднит
с безмерностью вселенной...

- Что еще входит в круг ваших интересов?
- Дома у меня много зелени. Растут монстеры, фикусы, пальмы, лимоны, олеандры. Па первом этаже вместо перегородки - живая зеленая изгородь. На лестнице, ведущей на второй этаж, и у мастерской тоже много цветов. Люблю возделывать сад. В нем растут яблони, груши, вишни, сливы, барбарис, рябина, калина. Как только наступает весна, начинаю ухаживать за деревьями, подстригать, оформлять. Никого к этому делу не подпускаю. Деревья любят, когда о них заботятся одни руки. Собираю хорошие урожаи фруктов. На зеленой поляне с внуком гоняю в футбол.

- Какую картину вы еще не написали?
- Я продолжаю познание мира, и это выливается в какие-то темы. Я могу писать портреты, пейзажи, но неизменной остается основная идея - мы имеем космическое гражданство.


Автор – березниковский журналист
Опубликовано: местное издание "Березники вечерние"
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс