Господи, спаси и сохрани
А вот не поверите – не имеет значения. Понятно, что минувшая неделя прошла под знаком ожидания завершения работы известной комиссии. Естественно, той, которая занималась повторным расследованием причин аварии на Первом руднике с целью установления ущерба и определения оснований взыскания суммы этого ущерба с недорпользователя. Для кого-то ожидание было тревожным, для кого-то – злорадным, кто-то паниковал и периодически срывался в истерику, кто-то пофигистски проглядывал публикации «на тему». Вчера комиссия завершила, точнее сказать – должна была завершить свою работу. К моменту подготовки данной статьи результат этой работы Вашему корреспонденту ещё не был известен. Но если к моменту публикации данной статьи результат работы комиссии и станет известен, переписывать эту статью и приближать её к злободневности я всё равно не стану. Что бы ни решила комиссия, это не имеет значения. Не только лично для Вашего корреспондента, но смею полагать, что и для Березников. Да и для читателей «Иной газеты».
Разумеется, за небольшими исключениями. Некоторая часть находящегося на территории Березников населения и некоторая часть наших читателей придаёт решению комиссии исключительно важное значение. Так и ладно на них. Эти чуть позже поймут, насколько нелепы и наивны были их душевные мучения по столь мелкому поводу. Который в действительности не имеет значения.
А вот ещё вчера, к примеру, пресловутый БХ якобы провёл т.н. «день уборки подъездов». «Якобы» - потому что сам я не видел, да и люди вроде бы тоже не наблюдали. «Провёл» - потому что, наверное, где-то что-то сделали. Ну хоть где-то и хоть что-то. «Так называемый» - потому что ежу понятно, что это была очередная пиаровская затея, которая, кроме самовозбуждения некоторых членов БХ и приближённого кружка и насмешек березниковцев, ничего не вызвала. Будем надеяться, что – насмешек, а не раздражения, раздражение может появиться в понедельник-вторник, когда калийная пропаганда вострубит о глобальной очищении подъездов. Однако всё это тоже не имеет значения.
Значение имеет то, что в березниковский ЦЗН каждый день приходят становиться на учёт 40-50 человек, а не 2-3 в месяц как в прошлые годы. Это значит, что «скрытая» безработица становится открытой. И людям становится настолько голодно, что готовы собирать бумажки и стоять в очередях, чтобы получить жалкие копейки от государства. А ещё это значит, что трудные времена уже наступили для малого березниковского бизнеса и он сокращает рабочие места. Тот самый малый бизнес, который давал прокорм тысячам (примерно десятку, если не больше) людей, которые, соответственно, получали более-менее достаточно, чтобы не просить подаяния о государства. Уже сейчас их сокращают и надо иметь в виду, что многие работали неофициально и без всяких социальных гарантий. А даже если и с социальными гарантиями и даже с соблюдением всех трудовых прав, то при зарплате, скажем, в 8000 рублей (хорошая такая березниковская зарплата), даже если получишь на выходе двойную компенсацию – долго не протянешь. А соответственно, в городе стремительно увеличивается число не бедных и обездоленных, а просто голодных людей. Вот это имеет значение.
Значение имеет, что крупный березниковский бизнес уже вошёл в трудные времена и, по скупым, но вполне достоверным, и потому неафишируемым оценкам, впереди будет ещё труднее.
Значение имеет, что зима с каждым днём становится всё суровее.
Значение имеет, что если ещё полгода назад житель Березников, разлюбивший свой город или не нашедший себе в нём применение, мог хотя бы надеяться уехать куда-нибудь за счастьем, теперь этого сделать не сможет вовсе.
Значение имеет – сменится или не сменится режим БХ, власть т.н. «урок» в Березниках (увы, власть эта связана непосредственно с их топ-манагерством в «Уралкалии»). Сменится или не сменится в самое ближайшее время и независимо от выводов, которые сделает или сделала комиссия, инициированная вице-премьером Игорем Сечиным.
И это основной вопрос самого ближайшего будущего Березников.
Потому что если не сменится, то жизнь в Березниках будет ухудшаться сама по себе. Режим БХ, как уже очевидно, не в состоянии решать самые простые и насущные задачи (даже уборку подъездов и вывоз мусора организовать не умеют). И это ко всем прочим прелестям бесконтрольного правления – лжи, коррупции, нежелания поступиться даже малым ради сохранения всего. И это будет на фоне большого кризиса, трудностей больших предприятий и малого бизнеса, увеличения числа голодных и превращения относительно сытых в сытых не очень. На фоне общественного противостояния между березниковцами и «урками» во власти.
Этой зимой. А не когда-нибудь потом. До развязки остаётся месяц, два, максимум – три. Когда последние деньги кончатся у тех, кто сейчас становится на учёт в ЦЗН. А к ним уже подтянутся новые… сотни? Тысячи?
И совершенно очевидно, что всё это стремительное ухудшение жизни в Березниках будет порождать и увеличивать недовольство. Массовое недовольство. И это недовольство будет копиться именно здесь, потому что бежать некуда, кризис везде. И кое-где хуже, чем у нас. Из-за чего число недовольных, кстати, тоже будет расти – жители окрестных сёл будут искать лучшей доли у нас. И у государства на всех денег не хватит.
И совершенно очевидно, что из-за режима БХ и бездарной власти «урок» в Березниках напрочь убита общественная активность. Думаете, это хорошо, типа, революции совершать некому? А вот и нет. На практике это означает, что неизбежное массовое недовольство не будет иметь организованных форм. Некому организовывать. А организация недовольства, между прочим, это не только «взять почту, телеграф, поставить караул у Могилы Неизвестного Солдата». Это ещё и выведение этого недовольства в более-менее цивилизованные формы. В том смысле, что если уж бить, то не всех, а по списку. А может, и не бить вовсе, а аккуратно под ручки и просто вывести из кабинета. И не громить, и не грабить, и не жечь всё подряд. А ещё организованное недовольство означает наличие некоего центра, с которым, в конце концов, МОЖНО ДОГОВОРИТЬСЯ. Хотя бы о правилах. Пленных, мол, не пытать, в пианиста не стрелять. В конце концов, организованному противнику можно просто сдаться и уповать на его милость.
Но в Березниках ситуация такова, что не только некому вести на «штурм Зимнего», но не с кем и договариваться, некому сдаваться, и никто, поймите, НИКТО не будет придавать массовому недовольству осмысленные формы и осуществлять протест более-менее цивилизованными методами. Это будет бардак. Бессмысленный и беспощадный. Надеетесь, что нет? То есть, полагаете, что, да, кризис идёт, ухудшение жизни будет происходить, но люди, массы людей останутся милы, спокойны, добродушны и законопослушны? Или думаете, где-то там, да, возможно, а в Березниках березниковцы будут голодать, но всё останется спокойно?
И именно поэтому важнейший вопрос ближайшего березниковского будущего – смена режима БХ, устранение власти т.н. «урок».
Если режим сменится, то ещё остаётся шанс. Шанс пережить кризис без социальных потрясений. Сохранить Березники островком спокойствия посреди бурного моря. Хотя бы на некоторое время, хотя бы на полгода-год, а там, глядишь, что-то в большом мире изменится к лучшему. И даже если за это время ничего не изменится – в такой ситуации лучше поздно, чем сейчас.
Этот шанс остаётся, потому что, как минимум, будет хотя бы возможность взывать к общественному согласию, к единению людей против кризиса и все грехи, подлинные и мнимые валить на власть нынешнюю, которая тогда станет прежней. Полгода, может быть, и год на этом можно протянуть, даже если общая экономическая ситуация будет ухудшаться. А ведь можно ещё и реальные шаги к улучшению ситуации делать.
А если режим не сменится, сваливать грехи и проблемы будет не на кого. А объединяться с «этими» правителями для решения самых серьёзных проблем никто не станет. А сам режим недееспособен, он может только делать хуже.
Поэтому оно взорвётся. Потому что - см. выше, все параметры перечислены.
И я уже не говорю: дай Бог, чтобы я ошибся. В этом случае уместнее: Господи, спаси и сохрани.
Это был постфактум 46 в 2008 году
Текст: Андрей Лучников
Фото автора
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
кризис
-
Акционеры «Уралкалия» рискуют многое потерять – компания, акциями которой они владеют, готовится измениться
-
В государственных больницах жалуются на нехватку дешёвых препаратов, а соцсети заполнены сообщениями о пустых полках в аптеках. Катерина Гордеева попробовала разобраться
-
Минувший год ознаменовался для «Уралкалия» уходом с Лондонской биржи, новой стратегией развития и стремительно ухудшающейся обстановкой на мировом рынке калийных удобрений...
-
22 января 2016 года курсовая стоимость преодолела исторический максимум - 85 рублей
-
Уже после первого месяца работы Закона о банкротстве физических лиц стало очевидно, что россияне не спешат признаваться в собственном банкротстве
Постфактум
-
В России наступило время дурных новостей, утверждает Андрей Лучников
-
Андрей Лучников о событях первой недели последнего месяца зимы - с 1 по 7 февраля
-
Михаил Касимов, когда пытался классифицировать правоохранительные органы на «нормальных») и «опричников, был не вполне прав
-
В новопостроенных дома на березниковском Правобережье обнаружились трещины, депутат Дмитрий Скриванов назвался Хуизом – Андрей Лучников о первой посленовогодней неделе
-
Это - последний постфактум, написанный Вашим корреспондентом в 2015 году. Не последний вообще, а последний в 2015 году
-
«Я сегодня одну девушку поздравила, а она мне в ответ: «День проституции?», - рассказала в Facebook Татьяна Киоссе. «Сегодня» – это в минувшую субботу, 12 декабря
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин