Фундаментальная журналистика

С прошедшими праздниками, уважаемые коллеги, и будущие коллеги, и, конечно, случайно заглянувшие в нашу рубрику, ни в чём не повинные мирные жители. С Новым годом, Рождеством, Старым Новым годом и, разумеется, Новым годом журналистов – Днём российской прессы. Учебный процесс нашей Школы регулируется не академическим, а календарным циклом и, соответственно, начало нового года знаменует собой начало нового учебного сезона.

И в начале учебного сезона уместно определить основной, принципиальный, фундаментальный подход нашей Школы к исследуемому, изучаемому, рассматриваемому предмету – к журналистике. Ибо, от понимания, что же такое журналистика, зависит, как степень усвоения учебного материала, так и успешность на профессиональном поприще, как скорость осознания допущенных ошибок (и своих, и чужих), так и вероятность практических или даже, чем журналистский бог не шутит, теоретических открытий. В конце концов, от этого зависит, какой лично для Вас, уважаемый читатель, смысл в наших занятиях – познать новое, убедиться в известном, извлечь урок, найти повод для обиды или просто – никакого, а зачем тогда Вы это читаете? Шли бы себе в другие рубрики.

Итак, затвердим, утвердим и повторим самый главный, базовый, фундаментальный принцип: журналистика – это бизнес. Это прежде всего и исключительно бизнес. Это дело, ремесло, профессия, занятие, которым человек зарабатывает себе на хлеб насущный. Если угодно – на хлеб с маслом насущные. Журналистика – это бизнес.

ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО НЕ ИСКУССТВО
Например, деятель искусства может позволить себе сослаться, что «меня поймут потомки», или «я пишу (рисую, снимаю) для тех, кто понимает», или даже: «я так вижу и более мне всё равно». Журналисту такое отношение к потребителям – роскошь. Журналист работает ради хлеба насущного, а не для удовлетворения собственного чувства прекрасного или желания сотворить что-нибудь этакое. Журналист, статьи которого непонятны читателям, это не журналист. Просто потому, что эти статьи он никому не продаст. Их не будут печатать. А значит, журналист на хлеб насущный не заработает.

Или, например, в искусстве, например, многое зависит от пресловутого «вдохновения», а журналист не может ставить себя в зависимость от капризной Музы. Потому что журналист повязан сроками. Его статья, репортаж должны дойти до читателя, зрителя, словом, потребителя тогда, когда потребителям это будет нужно и интересно, и когда средство массовой информации предоставит журналисту место для публикации его продукта. И каждый в такой ситуации выкручивается, как умеет, но вдохновение тут ни при чём. Посетила Муза, не посетила, а материал должен быть готов к публикации в срок. Днём, а бывает, часом позже – всё, твой поезд ушёл, твой продукт никому не нужен. А значит, ты не заработал на хлеб насущный.

Конечно, время от времени, редко-редко случается, что работал статью, а получился литературный шедевр, или снимал простой репортаж, а получилось событие в документальном кино. Но это – время от времени, редко-редко и глупо ставить перед собой такую цель. Причём, это «редко-редко» случается чаще всего тогда, когда цели такой журналист и не ставил.

ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО НЕ СЛУЖЕНИЕ ОБЩЕСТВУ
Равным образом, не служение государству, не защита сирых и убогих, не помощь ближнему, не правозащитная деятельность и ничего подобного. Ну, с государством, полагаю, всё понятно, у него слуг и служащих предостаточно и без журналистов, а вот с обществом, сирыми и убогими, слабыми и ближними надо пояснить.

Впрочем, пояснять тут особо нечего. Для полноценной правозащитной, например, деятельности необходимо полностью погружаться в правозащиту и тратить время на хождение по инстанциям, составление заявлений, отстаивание в судах, словом, на работу, которая никак не относится к журналистской – подготовке материала для публикации. Журналист не может себе позволить такую трату времени. Почему? Попробуйте посчитать сами, сколько в этом случае получится затрат времени для написания одной строчки. Т.е. крайне низкая рентабельность, если не сказать отрицательная, а журналист, если помните, на хлеб насущный зарабатывает. Этой причины было бы уже достаточно, но есть и другая.

Другая причина – если заниматься помощью ближним, защитой прав и т.д., волей-неволей становишься участником процесса. Бог с ней, с непредвзятостью, которая справедливо полагается одним из канонов журналистики, но есть, ведь, и последствия участия в процессе. Например, участник баррикадных боёв, размахивающий красным или зелёным флагом, вполне может быть и убит. А участник массовых беспорядков может быть арестован. И это будет справедливо (в том смысле, что «за дело»). Ну да, тебя арестуют, а как ты статью-то напишешь? Разумеется, это крайние варианты, но истинность суждения проверяется именно крайними вариантами. И разумеется, схлопотать пулю или попасть под арест можно и выполняя исключительно журналистский долг. Но это уже – профессиональный риск, это, можно сказать, случайность, и тут за тебя вступится всё журналистское сообщество.

Конечно, это – служение общественным интересам, помощь ближнему, защита сирых и убогих очень часто оказывается побочным эффектом, дополнительным результатом журналистской работы. Однако именно как «побочный эффект» - информацию делал, а оказалось, что на кого-то публикация так повлияла, что быстро крышу починили. Приятно, конечно. Но всё равно побочный эффект, благодарные читатели не принесут журналисту пачку купюр, да даже парочкой буханок хлеба не отблагодарят. А жить-то журналисту на что?

Более того, иной раз это – служение обществу, помощь ближнему, защита сирых и убогих оказывается необходимым элементом журналистики как бизнеса. Однако именно «элементом» - публикация должна быть интересна массам потребителей, а потребителям интересна их жизнь, а в этой жизни они сталкиваются со злом, и очень радуются, когда это зло «за ушко да на солнышко». Наконец, чтобы тебя читали или смотрели, т.е. – чтобы твой продукт потребляли, нужно, чтобы ты выглядел «хорошим парнем», а значит – отстаивал идеалы добра и справедливости, репутация журналиста – это половина успеха в нашем бизнесе. Журналист – это рассказчик, а рассказчик должен нравиться. Но тем не менее, твой заработок – это именно рассказать про то, как Змею Горынычу голову срубили, а не самому сходить срубить.

ЖУРНАЛИСТИКА – ЭТО НЕ ПРОПАГАНДА
И не агитация. Здесь совсем просто. Пропаганда и агитация служат для убеждения потребителя в чём-то. Кстати, здесь можно применить и термин «реклама». Покупайте в «Эльдорадо» или голосуйте за Мотовилова – разница невелика. Как и между «наш банк – самый надёжный» и «наш характер – самый березниковский». Словом, нужно убедить потребителя в чём-то, чтобы потребитель сделал что-то.

Журналистика не ставит перед собой целью побудить кого-то делать что-то. Знаете, почему? Потому что для успешности пропаганды и агитации, сиречь, рекламы очень часто, да почти всегда бывает полезно что-то скрыть, о чём-то не сказать, или даже где-то приврать. А для интересности рассказа почти всегда наоборот – полезно показать скрытое, сказать несказанное, повернуть факт неожиданной стороной. Можно было бы добавить, конечно, и насчёт «приврать», однако такой, привирающий рассказчик долго не протянет, ему перестанут верить, а значит и слушать. И на что ему дальше жить?

Агитация и пропаганда конечны, они имеют определённый предел – либо добились определённого действия и закончились, либо им перестали верить и они тоже утратили смысл (поэтому так забавно сейчас наблюдать за потугами пресловутого «режима БХ»). Журналистика же не может иметь такого предела, Нас должны читать, смотреть и слушать не только сегодня-завтра, но и послезавтра, и через год, и через десять лет. Мы так зарабатываем на хлеб насущный.

Словом, журналистика – это бизнес. Да, имеющий некоторое сходство с искусством, поскольку требует определённых интеллектуальных усилий и воздействует на те же рецепторы-акцепторы потребителей, что и литература, кино, музыка, словом, произведения искусства. Но журналистика – не искусство, а бизнес. Да, это общественно-значимый и общественно-полезный бизнес, поскольку общество объективно заинтересовано в свободном распространении разнообразной информации, но журналисты – люди, которые хотят кушать, а общество устроено так, что за объективный интерес никого не кормит. Поэтому журналистика служит обществу тоже, лишь объективно существуя. И да, журналистика может пропагандировать те или иные идеи, но это нечаянно, так получается, не ради этого она делается. Журналистика вообще ничего никому не должна.

Никто, ведь, не должен беспокоиться о вашем пропитании, если вы не хотите работать? Никто не должен вас куда-то, скажем, везти, если у вас нет автомобиля и вы не хотите садиться в общественный транспорт. Никто не должен вас лечить, если вы не платите врачу или с вашей зарплаты не отчисляется в ФОМС. В конце концов, земля не должна родить хлеб, если вы в неё не бросите зерно. Вот и журналистика ничего никому не должна. А существует она лишь потому, что журналист зарабатывает себе на хлеб насущный.

Впрочем, следует отметить ещё один важный момент.

МЕДИА-БИЗНЕС – ЭТО НЕ ЖУРНАЛИСТИКА
Точнее сказать, медиа-бизнес – это не только журналистика. Информационная деятельность – создание, обработка, распространение информации – гораздо шире, чем журналистское ремесло. Очень много ремёсел к нашей профессии примыкает, тесно с ней смыкаются и зачастую их путают с журналистикой. Причём они имеют такое же право на существование, как и самое журналистика и более того, без них журналистика может оказаться безвкусной, а может и вовсе не существовать. Например, это ремесло редактора. Или ремесло публициста. Или ремесло фотографа. Или оператора телевидения. Или монтажёра на радио. Или дизайнера. Или, наконец, рекламщика.

Этот момент важно отметить исключительно с точки зрения корректности терминологии. И для понимания внутрикорпоративных связей. Например, в телекомпаниях операторы чётко отделяют себя от тележурналистов, а вот тележурналисты от ведущих аналитических программ уже не очень отделяют. А редактора так и вовсе повсюду себя считают журналистами, хотя ремесленные навыки в редакторской работе требуются уже совсем другие. А вот работников рекламных отделов за журналистов вообще никто не считает, хотя реклама – основа существования любого СМИ. В этом смысле, на прямом производстве проще – все работники «Ависмы», от генерального директора до последнего уборщика в цехе считают себя металлургами, а в «Уралкалии» все – калийщики.

Впрочем, поскольку наша рубрика специализирована, будем надеяться, что большой путаницы у наших читателей не возникнет, когда мы будем говорить «журналистика», подразумевая «медиа-бизнес». Ключевое слово в любом случае – «бизнес». А значит, самый значимый фактор в нашем деле – потребители. Их наличие, их интерес, привлекательность для потребителя информационного продукта и способность производителей этого продукта его до потребителя доставить.

Итак, ещё раз, с прошедшими праздниками, пусть 2009 год будет для всех нас удачным.


Автор - специальный обозреватель "Иная газета - Город Березники
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковские СМИ

Школа Лучникова