Дёшево и открыто

Прикамье не является родиной гражданского контроля, однако именно в Перми эта технология, не требующая больших финансовых затрат и времени, помогает выявить широкий спектр общественных проблем и стимулирует их решение. Например, в сфере общественного транспорта. Первая акция гражданского контроля транспорта состоялась год назад. В течение года гражданские контролеры провели три наблюдения и к своему удивлению, а также к удивлению общественности, обнаружили, что ситуация не просто не улучшилась, а на ряде маршрутов даже усугубилась…

О технологии гражданского контроля и ее результатах, а также о том, как общественным наблюдателям добиться желаемого результата рассказывает председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

- Игорь Валерьевич, на счету пермских правозащитников ряд уникальных инициатив: экологи добивались переселения микрорайонов, призывники за много лет до принятия закона об альтернативной гражданской службе добивались в суде права на альтернативную службу, «градозащитники» берут город под свою ответственность… Акция гражданского контроля общественного транспорта из того же ряда?
- Я надеюсь, она недолго будет оставаться уникальной и будет воспроизводиться во многих городах России. Но пока она действительно особенная, поскольку нигде, кроме Перми, общественный контроль в таком виде еще не реализовывался. Что это значит? Сама технология общественного контроля используется в Перми уже более десяти лет: например, в интернатских учреждениях, или исправительных учреждениях, чем мы и продолжаем заниматься. Но особенность новой нашей работы в том, что мы стали использовать форму гражданского контроля не только в сфере защиты прав человека в закрытых учреждениях, но распространили ее на более широкий спектр общественных отношений и проблем: работа транспорта, чистота улиц, обслуживание пациентов в поликлиниках, продажа подросткам алкоголя и т.д.

- Какими целями Вы руководствовались, когда запускали гражданский контроль над общественным транспортом в г. Перми?
- Мы хотели добиться повышения качества пассажироперевозок, провести оценку работы городского общественного транспорта с точки зрения соблюдения прав и интересов пассажиров. Основной задачей являлось выявление нарушений правил, стандартов и других публичных обязательств органов местного самоуправления в отношении городских пассажирских перевозок. При этом наша команда оценивала соблюдение интервалов движения, своевременность начала и окончания движения по маршрутам, информирование пассажиров о маршрутах и интервалах движения. Мы провели мониторинг 59 автобусных, 12 троллейбусных и 10 трамвайных маршрутов. Организатором гражданского контроля стала Пермская гражданская палата, а участниками – 85 общественных наблюдателей от 16 общественных организаций.

- Проведено три этапа «транспортного» гражданского контроля. Какие выводы напрашиваются?
- Перевозчики и муниципалитет объединились в стремлении возить пермяков не так, как нужно самим пермякам, а так, как удобно и выгодно перевозчикам. Т.е., чем реже ходит транспорт, чем плотнее набиты троллейбусы и автобусы – тем выгоднее не только перевозчикам, но и муниципалитету, который не собирается вкладываться в реальное повышение качества перевозок. Муниципальные начальники собираются сокращать финансирование городского транспорта, ссылаясь на необходимость экономии городского бюджета. Но почему нужно экономить именно на транспорте, когда по итогам 2008 года среднего уровня муниципальный чиновник может получать премию по 120 тысяч рублей. У меня есть такое подозрение, что во многих случаях общественный транспорт – вообще навязанная услуга. Мы так привыкаем к полезным вещам, что часто не замечаем, когда они становятся бесполезными. Попробуем замерить скорость движения транспорта в центре города в часы пик. Приблизительно, 7-8 км в час. Это – скорость быстро шагающего пешехода. Общественный транспорт в современном городе значительно экономит наше время только на длинных переездах, более 4-5 остановок. И то если отсутствуют серьезные пробки. Одним словом, если во время рабочего дня вы передвигаетесь по центру города на расстояния не более 2-3 остановок, то пешком вы проиграете общественному транспорту всего несколько минут, а, может быть, и вообще не проиграете. В часы-пик общественный транспорт часто бесполезен для тех, кто спешит, реально он облегчает жизнь только тем, кому трудно ходить – инвалидам и старикам. Это нужно объяснять людям . Если люди, понимая это, просто будут чаще ходить пешком на небольшие расстояния в 2-4 остановки, то, с одной стороны, они, конечно, станут здоровее, а с другой - напрягут перевозчиков, сокращая их прибыли и заставляя думать о качестве перевозок. Муниципалитет же будет думать о скорости и удобстве передвижения по городу, а не о том, как сбросить с себя заботу о транспорте.

- Третья акция гражданского контроля общественного транспорта была последней?
- Нет. Эта акция закончится тогда, когда будет очевидно, что транспорт ходит более или менее нормально. Контроль для того и существует, чтобы добиваться исправления тех нарушений, которые он выявляет. Дело в том, что нет никаких оснований для окончания контроля. В конце февраля мы планируем дополнительно провести наблюдение за качеством обслуживания в самих салонах городского транспорта. То есть будем следить за тем, как работает кондуктор, курит или нет водитель, объявляются ли остановки и так далее. Очень важно проконтролировать и качество самого движения транспортных средств по улицам города. Те, кто помнит городской транспорт 20-летней давности, знают, что окрик «не дрова везешь» раньше можно было услышать не часто. Кроме того, большой редкостью были резкие торможения, повороты, всякие лихачества, из-за которых ты с трудом удерживаешься на ногах. Сейчас мы сталкиваемся с этим постоянно. Нас приучают к грубому, неуважительному вождению, а мы терпим. О чем это говорит? Утрачивается профессиональное мастерство водителей из-за слабого контроля и со стороны хозяев, и со стороны ГИБДД, а это ещё и просто опасно. Понятно, что движение сегодня по сравнению с советским временем усложнилось, что улицы перегружены автомобилями. Но это один фактор, а есть еще и другие вполне субъективные вещи. Например, что мешает водителю автобуса, подъезжая к остановке, не тормозить резко? Или, отъезжая, резко не стартовать? Останавливаться на остановке не где попало, а где положено и т.д. С помощью технологии гражданского контроля в салонах общественного транспорта мы поймем, насколько это повсеместно. И будем разрабатывать все новые и новые способы привлечения к ответственности и водителей, и хозяев, и чиновников, несмотря на саботаж и милиции, и надзорных органов.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса