Телевидение от "Я". Упал - разбил - убили

Продолжение. Предыдущие части:
Телевидение от «Я»
Телевидение от «Я». В этом идиоте что-то есть
У тебя есть сюжет!? Perpetuum
Езжайте с Богом
Приехали, а также про козлов и Артёма Рахматуллина
После съёмок

НЮАНСЫ
В том-то вся и беда, что даже если все вышеперечисленное ты усвоил и реально готов применить на практике, скорее всего, ничего из этого не выйдет. И не потому, что ты тупой. Или я плохо объяснил.
Количество мелких мелкостей и хитрых хитростей в создании теленовости настолько велико, что они, порой, затмевают собой все остальное.

Примеры посмотрим? Вернее, форматы?

ФОРМАТЫ
Что именно писать? Каким образом? Я имею ввиду не смысловое наполнение, а саму структуру. Что это будет? Что именно ты снял? Сюжет? Перекрывашку? Синхрон с видео? В каком порядке располагать синхроны? Вот об этом стоит поговорить особо.

Существует много способов того, как можно рассказать вашей аудитории что-нибудь новенькое. Я имею в виду, от лица репортера.

Начнем по возрастающей.

ПОДВОДКА
А в международной классификации – cue. Это та информация, что звучит в эфире не более 25 секунд и которую читает ведущий, подводя своих зрителей к авторскому материалу. Теоретически, подводка отвечает на вопросы: «Что? Где? Когда?». Подводку всегда пишет репортер. Это логично, ведь именно ты побывал на месте события и полностью, я надеюсь, представляешь себе то, что происходило вокруг. В подводке, помимо основной соли события, должны быть изложены факты, не вошедшие в основной материал. Если это подводка к прямому включению, когда репортер вещает непосредственно с места события по телефону, то ее приходится писать Ведущему или Редактору.

«Сегодня на улице Красного коня в торжественной обстановке открылся филиал секретной службы. Там сейчас присутствует наш корреспондент Вася Букин…Ээ-ээ, Василий?»… «Да, Оксана, здравствуйте!»

Не может, ну не может начинаться подводка со слов: «Сегодня в мэрии Урюпинска состоялась пресс-конференция…» Это – не новость. Новость именно то, что на этой пресс-конференции рассказали.

Чаще всего подводка начинается с предложения, в составе которого отсутствует глагол. Или наоборот – существительное. Этим достигается «телеграфность» стиля. «Пришел, увидел, победил». «Нет ничего лучше, чем макароны». Зрителя надо зацепить на первую фразу подводки, чтобы ему хотелось узнать, что будет дальше.

ПРЯМОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ
Еще зовется лайвом, от английского live – «вживую». Это короткий рассказ о происходящем на месте. Про филиал на улице Красного коня. Репортер выходит в прямой эфир и отвечает на вопросы ведущего. Бывает, что записывается as live – «как вживую». То есть прямое включение записывается до эфира. Но говорить об этом зрителю не обязательно. А так он все равно не поймет. Текст прямого включения репортер пишет на месте, после чего согласует его с Редактором. Конечно, супер-мега-турбопрофессионалы могут текст и не писать. Но тебе – рекомендую.

Лайв звучит в эфире до минуты. Если говорить дольше, зритель устанет и перестанет слушать. Смотреть-то нечего – только на фото корреспондента. Ну, изредка – на уже снятые картинки события. И совсем редко – на самого репортера. И то, только в том случае, если твоя редакция владеет оборудованием для прямого вещания с места события.

ПОНЧИК
А вот так. Пончик. Dounut. Не совсем понимаю, почему наши западные коллеги зовут этот формат пончиком. Уместней – сэндвичем. Впрочем, называть можно как угодно. Главное, чтобы смысл остался прежним.

Это прямое включение (или записанное заранее), когда репортер, помимо собственного рассказа, привлекает для описания события его участников. Как правило, собеседников двое и репортер, попеременно обращаясь то к одному, то к другому, получает от них разные мнения. То есть, ты стоишь между двумя людьми – вот тебе и сэндвич. Для соблюдения объективности ты должен постараться найти людей с разными точками зрения. Это сложно. И далеко не всегда возможно. Но постараться – надо.

Длительность нахождения этого формата в эфире – самая разная. Все зависит от темы.

ГЛАС НАРОДА
Или vox pop – от латинского vox populi – «глас народа». Это уличный опросник. Твоя задача – набрать 4-6 внятных мнений прохожих. На заданную тему. С простым и четким вопросом. Но при этом надо помнить о том, что бывают они закрытые и открытые.

В идеале, при монтаже эти мнения должны распределиться примерно так: «да, нет, да, нет, да, нет». И еще так: «он, она, он, она, он, она». Или: «молодой, пожилой, молодой, пожилой». А еще: человек смотрит направо, человек смотрит налево. Должно быть чередование.

Имена людей, говорящих в вокс поп, не называются. Не подписываются. Синхроны слишком коротки, чтобы прикрывать их снизу титром – так называемым «напузником». Максимальная суммарная рекомендуемая длительность опроса – не более 25 секунд. Хотя – бывают исключения.

КЛИП
Это такая штука, когда после подводки ведущего сразу идет синхрон какого-нибудь человека. Это, выражаясь фигурально, комментарий данной новости, сделанный человеком, давшим интервью по теме.

В подводке излагаются основные моменты новости, а задача клипа состоит в том, чтобы дополнить ту информацию, которую зритель уже получил. Попросту – авторитетное дополнение. Длительность – до минуты. Но это должна быть ОЧЕНЬ важная тема. ОЧЕНЬ. Как правило, клип не превышает 30 секунд.

ЛЮФТ
Очень нужная штука. Очень. Для чего служит? Для того, чтобы ввести зрителя в сюжет. Баба Маня уже неделю живет в неотапливаемой квартире. Какой может быть люфт? Баба Маня подходит к градуснику, стучит по нему пальцем и говорит что-то вроде: «Вот, уже неделю выше пяти градусов не поднимается!» Отличие от интервью в том, что в нем человек говорит стоя, сидя, в проходке, лежа. Он не отвечает на вопросы. Люфт – это нечто из жизни. То, что баба Маня могла сказать не тебе, тележурналисту, а своей соседке или внучке.

Кочегар кидает в топку лопату угля. Чем не люфт? В комментариях нуждается? Зачем? Действие, звук – все показывает на то, что зрителю показывают кочегарку, а не ресепшн Домодедово.

Однажды, редактируя выпуск новостей «25 канала» (теперь – «Наши Новости», город Березники), я обратил внимание на люфт в начале сюжета одного из стажеров. Сюжет был из разряда «бантиков» - дети нашли средь бела дня в своем дворе раненую летучую мышь. В начале сюжета – этот самый люфт. В фабрике новостей написано: «Мышь пищит». Ну, думаю, пищит и пищит. На эфире – картинка есть, звука нет. Зову репортера Марию Девятерикову: «Что там делает мышь?» «Пищит». Пошли смотреть.

Как мне сразу не пришло в голову, что мышь не может пищать? Вернее, может, только этот писк телеприемники не воспроизводят. Диапазон не тот. Чертова летучая зверюга пищит на ультразвуковой частоте!!! Репортер поднимает полные слез глаза: «Но она пищит!» Надеваю наушники… Действительно. На пределе слышимости, на полной громкости… Мышь пищит… Вернее, хрипит даже.

Будь внимателен. Напиши субтитр. :)


Автор - тележурналист.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова