Телевидение от "Я". Сольёмся в творческом экстазе

Продолжение. Предыдущие части:

СПЕЦРЕПОРТАЖ
И даже не думай, что тебе дадут снимать спецреп. Не дорос еще. Это крупный формат для взрослых мальчиков и девочек. Но ведь надежда, что ты именно таким или такой станешь. Со временем.

В общем, специальный репортаж делается с целью всесторонне изучить проблему (явление, человека необычного и т.д.), представить на суд зрителя компетентные комментарии как можно большего количества экспертов. В качестве примера. Несколько лет назад в Россию из Голландии был завезен вместе с цветочной продукцией мелкий, но довольно опасный вредитель – цветочный трипс. Маленькая такая, но прожорливая букашка, которая плодится с неимоверной скоростью и жрет все подряд. Санитарные врачи и специальные службы, следящие за экологической безопасностью, сразу же запретили дальнейший ввоз цветов из Голландии.

В общем, тема-то так себе, на троечку. Что можно сделать? Какие мнения по смыслу и у кого собрать?

Ну, начнем с того, что цветы не ввозят. Стало быть, розочку подарить кому-нибудь может стать проблематичным – свежей продукции нет, цены растут. Логично? Логично. Интервью с поставщиками и продавцами. Мнение: как запрет скажется на бизнесе.

Дальше. Естественно, комментарии биологов и специалистов – эпидемиологов. Станция по борьбе с болезнями растений. Что это за трипс такой и с чем его едят? Как бороться?

Продолжаем. В Россию завозят цветы не только из Голландии. Ты будешь удивлен, но еще и из Эквадора. Конкурентная среда? Кто выигрывает от запрета ввоза? Нормально?

Еще креатив – химики. Если растения с трипсом завозят, можно с ним бороться какими-либо эффективными методами? Еще – бабушки и дедушки, торгующие своими собственными, на огороде выращенными цветами. Рады ли они опустению рынка цветов? Да рады, уверен.

Ну, еще два стэнд апа. В сумме, мы умудрились из пустой и почти совсем далекой от всех нас темы сделать 6-ти минутный шедевр. Этот сюжет был в эфире. Смотрелся на одном дыхании. Прежде чем приступать к спецрепу, ты должен не просто написать сценарный план, его надо тщательно обкатать, посмотреть ВСЕ грани события. Опять же, спроси у друзей, что бы они хотели по этой теме узнать.

ФОРМАТЫ-2
О том же, но о другом совсем. Как писать социальный репортаж? Как – проблемный? Как - с места события? Про пожар, про ледоход, про монетизацию льгот?

Для каждого типа сюжета есть негласный, но годами выработанный шаблон. Штамп. Нет, общие правила написания, безусловно, действуют, но отступления от них тоже имеют, что называется, место быть.

Социалка – это коммунальные аварии, текущие потолки, отсутствие отопления, выдачи пенсий и пособий, монетизация, опять же, пресловутая. То есть все то, что можно описать широкоспектральным понятием «быт».

Как правило, заход в такой сюжет идет через героя. Вообще, в любом сюжете должен быть герой – тот человек, на примере которого та или иная ситуация показывается в красках. Нет тепла – баба Маня трогает батареи. При этом, в развитии сюжета, когда мы переходим от частного к общему, окажется, что баб Мань несколько тысяч. Целый микрорайон без тепла сидит. Или проблемы с поставками лекарств в аптеки. «Диабетик дядя Вася третий день не может выкупить инсулин. Лекарства у него осталось на двое суток. Что делать дальше, инвалид не знает…» Принцип ясен? Дальше ты расскажешь про то, сколько диабетиков страдают от недопоставок лекарств, как они пытаются выйти из такого трудного положения и т.д.

Далее мы показываем масштабность проблемы – если она есть, конечно. Далее, после мучающегося героя в сюжете должны появиться люди, которые расскажут о том, куда они обращались и как им там отказали (послали к чертовой бабушке, перепослали к другим людям, отписались бумажкой, сказали нет денег и т.п.) Так мы наглядно демонстрируем серьезность проблемы. Следом выступают ответственные граждане, которые должны в этой ситуации оказывать людям помощь. Чиновники, энергетики, коммунальщики и прочие.

От частного – к общему. Чаще всего. Как правило. Обычно. Зрителя надо зацепить проблемой. Чтобы ему стало жалко бабу Маню. Тогда он возмутится и досмотрит твой шедевр до конца.

В конце, как правило, зрителю даются выводы - не выводы, а некое перспективное планирование. Как будет развиваться тема? Что ожидает бабу Маню? Что обещают ответственные персоны. Вот.
Проблемный сюжет = социальный репортаж. Объяснять надо?

Событийный репортаж. Поле непаханое. Ты приезжаешь на пожар, ДТП, открытие нового моста, пуск в эксплуатацию газовой котельной в далеком Запупыринске. Отвечаешь на три вопроса. Помнишь, каких? Угу, перелистай назад и посмотри.

Событийка нуждается в очевидцах – живых людях, которые собственными глазами видели или видят. Как загорелось? Что слышали? Что, по вашему мнению, произошло? Впечатляет ли зрелище? Напомню, тебе эмоции надо получить. Или их отсутствие. Это ведь тоже эмоция, она шок может обозначать. Или потерю дара речи от величественности вида.

Про непосредственных участников событий ты тоже помнишь, да? Ну, надеюсь. И вот что еще. Помни о чуткости. Я навсегда запомнил. После «Дельфина».

Аналитические сюжеты. Строятся, как правило, на факте. Ну, опять обратимся к теме инопланетян. Очевидец структурно - шапка сюжета. А далее к этой шапке «прикручиваются» мнения экспертов. Если они будут противоречить друг другу – вообще песня. В резолютивной части, неоднозначно и загадочно стоя в стэнд апе, ты можешь с умным видом сказать: «Эксперты не пришли к единому мнению. Был или не был инопланетный гость, еще предстоит выяснить».

О! Что еще вспомнил. Наша речь богата прилипчивыми, шаблонными выражениями. «Бушующая стихия унесла», «что будет дальше – покажет время» и так далее. Даже не вздумай. Нечего из себя Нострадамуса изображать. Глупость это. Что такое «бушующая стихия»? Ну вот что? Я лично наотрез не понимаю. Называй вещи своими именами. Ураган – значит, ураган. Что, для сильного ветра синонимы подыскать сложно? Не, я понимаю, заменить на безликую и в то же время непонятно зачем одушевленную «стихию» проще. Но зачем выглядеть как все?


Автор - тележурналист

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


журналистика

Школа Лучникова