Ударим секвестром! По социалке?!

В конце декабря прошлого года Законодательное собрание Пермского края после многочисленных уточнений и пересмотров утвердило бюджет региона. Его важнейшей частью стала необходимость сокращения ряда затрат и целевых программ, которые планировались до кризиса. Но конкретный список законов, действие которых приостановлено, появился только сейчас, в виде Приложения №31, и никто не желает делать его публичным. И это понятно. Каждый третий пункт списка сокращений – «социалка», что вступает в явное противоречие с задачами, которые обозначил федеральный центр.

«…Мы не должны потерять ничего из того, что было сделано в поддержку социального сектора… И, наверное, это самая главная, святая обязанность руководства страны в этот период – заниматься социальной поддержкой граждан. Вот это главное. Важнее нет ничего». – Президент РФ Д. А. Медведев, из интервью ведущим российским телеканалам, 24 декабря 2008 года.

Небольшой документ – всего четыре страницы, каждая из них открывается словами: «Приостановить действие закона (нормативного акта / пункта закона Пермского края)». Стоит сразу признать – часть сокращений назревала давно.

КОНЕЦ ПОПУЛИЗМА?
Законодатели и правительство наконец собрались с силами и закрыли целую группу целевых программ, необходимость которых спорна, а эффективность крайне низка. К таким можно отнести всякого рода «пропагандистские» и «имиджевые» проекты: «Развитие политической культуры», «Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании», «Развитие туризма» и другие. Деньги по многим из них осваивались медленно, мероприятия проходили «для галочки». Часть программ просто и вовсе утратила актуальность.

Столь же логичным представляется и ликвидация некоторых положений, которые спекулятивно можно отнести к социальным. Например, некоторые пункты замечательного закона о господдержке «кадрового потенциала» аграриев были направлены на выплаты исключительно бывшим руководителям сельхозпредприятий. Отработал десять лет председателем? Получи сто процентов прибавки к пенсии, вне зависимости от того, разорился твой колхоз или нет.

Подобных спорных статей в региональном законодательстве нашлось немало, и часть из них пошла «под нож», что можно только приветствовать. К сожалению, таких «реликтов» не больше половины. По всем остальным есть серьёзные вопросы.

«ПОДРЕЗАННЫЕ ДЕТИ ПРИКАМЬЯ»
Список сокращений открывает целевая программа «Семья и дети Пермского края». Ее приняли в 2007-м. Сфера действия – детская заболеваемость, защита интересов сирот, подростковая и детская преступность, профилактика социально опасного поведения и социального сиротства, детские реабилитационные центры, пропаганда здорового образа жизни, летний отдых – словом, вся система социально-экономических, образовательных, медицинских и организационных мер, направленных на то, чтобы детям жилось в Прикамье комфортно. Но в 2009-м программа лишается 25,5 миллиона рублей, в 2010-м – ещё 26 миллионов.

«О СПОРТ! О ВОДЫ!»
Целевая программа «По развитию физкультуры и спорта» теряет, согласно закону, 67,5 миллиона за два года. Малый бизнес, о необходимости поддержки которого сейчас громко говорит любой уважающий себя политик, лишается 30 миллионов господдержки в этом году, 31 – в следующем, и 43 миллионов – в 2011. То есть в общей сложности – 104 миллиона рублей.

Отдельного разговора заслуживает целевая программа со сложным названием «Предупреждение вредного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Пермского края на 2008–2012 годы». Это плотины, дамбы, пруды; их сохранность, обслуживание, строительство новых сооружений. Типичный пример – Кунгур. Город, который каждую весну решает для себя вопрос глобального затопления, полностью лишился региональной поддержки на этот год. В результате специалисты не гарантируют, что существующие дамбы выдержат паводок. Городские власти уже обратились в краевое правительство с просьбой сделать для Кунгура исключение и выделить деньги по закрытой уже программе. Но кроме Кунгура такие же проблемы, пусть и меньшего масштаба, существуют во многих территориях региона. В ближайшие три года их, скорее всего, не разрешить. Программа закрыта, цена вопроса – 90 миллионов рублей. Но это, простите, семечки.

КОРМИЛЬЦЫ-ПОИЛЬЦЫ
Самое глобальное урезание постигло сферы, которые, по идее, в Пермском крае находятся в самом плачевном положении и более всего нуждаются в поддержке. Однако логика властей оказалась иной. В результате лесопромышленный комплекс недополучит 160 миллионов на собственное развитие. А рекордсменом оказалось сельское хозяйство. Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009–2012 годы» сокращена на гигантские суммы – 442 миллиона в этом году и около миллиарда на последующие два. Правда, министр сельского хозяйства Елена Гилязова утверждает, что потери сельхозпроизводителям будут скомпенсированы иными способами, например фиксированной ценой на ГСМ. Впрочем, есть ощущение, что такую сумму только горючкой не выжать.

Однако программы – это еще не всё. На последней странице нашего замечательного перечня приводится список конкретных статей и пунктов статей законов, действие которых также приостанавливается на срок от года до двух с половиной лет. Это уже не целевые программы – базовые законы.

УВЕДЁМ МОЛОДЁЖЬ ИЗ ШКОЛ?
И опять список открывается «социалкой», точнее, пунктами 1 и 5 статьи 32 «Закона об образовании». В них указаны доплаты: разовые выплаты в размере десяти окладов для молодых специалистов, пришедших в школы, детсады и любые другие образовательные учреждения. И такие же разовые выплаты (в размере трёх окладов) были положены педработникам, уходящим на пенсию по старости или инвалидности. Теперь лозунг: «Приведём молодёжь в школу!» можно сворачивать. Эксперты наверняка скажут, что подобное решение может быть объяснено сменой системы оплаты труда учителей в регионе: переходом с ЕТС на отраслевые сетки. Но данных о каких-то альтернативных программах поддержки молодых специалистов в образовании редакции «ПН» найти не удалось.

ЭТО ВАМ НЕ «ДОУ ДЖОНС»
И еще два очень интересных пункта нам удалось обнаружить в перечне законов, действие которых приостановлено. Они касаются оплаты труда работников бюджетной сферы и государственных гражданских служащих края. Речь идёт об индексации заработной платы. Размер и сроки этой самой индексации (то есть увеличения зарплаты в соответствии с уровнем инфяции) всегда опирались на цифры, прописанные в бюджете края. Теперь эти пункты отменены. Что это означает? В лучшем случае – изменение порядка индексации, в худшем – временную отмену индексации вообще.

На самом деле, Приложение №31, несмотря на свои небольшие размеры, – очень масштабный документ. В этом материале мы рассмотрели не более половины упомянутых там законодательных актов. Есть ещё дороги, минерально-сырьевая база, капремонт многоквартирных домов, социальная поддержка пенсионеров и учащихся колледжей и субсидии на оплату услуг ЖКХ. И в каждой отрасли – сокращение финансирования каких-то позиций. Насколько важны для региона и жителей эти позиции? Какой логикой руководствовались власти, урезая те или иные расходы? Вполне возможно, что по каждому пункту имеется своё четкое обоснование, но пока Приложение №31 порождает больше вопросов, чем ответов, поэтому «ПН» продолжат следить за развитием событий.

Текст: Вадим Кубинцев, «Пермские новости»
Илл. из архива «Иной газеты»

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис