Сэкономить на инвалидах

Врождённая болезнь не позволяет подростку Алёше держать спину прямо. Но с его лица не сходит улыбка: «Тут можно друзей найти», – говорит мальчик. Тут – это в Пермской коррекционной школе для детей-инвалидов №155. Пару лет назад чиновники уже пытались её закрыть. Тогда не получилось.

Но Миков признал: В этом году для «оптимизации» нашёлся благовидный предлог – с 2010 года в крае должно появиться «инклюзивное образование». Инклюзивное – в переводе с английского значит «включённое»: инвалиды, по задумке чиновников, должны «включиться в общую среду».

«Современно!», «Как и на Западе», – аргументируют сторонники.

Как рассказал нам детский омбудсмен Павел Миков, один из сторонников проекта, заставлять инвалидов учиться в массовых школах не будут: у ребят лишь появится выбор – или пойти туда, или остаться в старой альма-матер.

Но Миков признал:Почти все коррекционные школы в Прикамье (их более шестидесяти) не соответствуют санитарным нормам. Провести капремонт или переехать в новые здания ни краевые, ни муниципальные власти не предлагают. А значит, нет надежды на то, что коррекционные школы будут работать и дальше.

ШКОЛА БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ
Завуч 155-й Светлана Строганова проводит для журналистов «ПН» экскурсию. Заходим на урок русского языка в четвёртом классе. Ребят здесь немного: «Мы занимаемся по специальной программе, – объясняет Светлана Анатольевна. – Двенадцать человек в классе – это максимум».

Идёт диктант. На доске название: «На лугу». Сначала я прочитал его как «На Луну». И поймал себя на мысли, что именно так здесь и понимают суть инклюзивного образования.

Светлана Строганова показывает нам медицинский кабинет. Видим цементный пол, строительный мусор и женщину в зелёном комбинезоне, белящую потолок. После очередной проверки надзорных органов медкабинет надо было отремонтировать. Причём ещё к 20 мая. Как здесь говорят, «если бы городской департамент образования вовремя выделил деньги, успели бы всё сделать в срок».

Сейчас школа работает… без лицензии. И получить её даже с медицинским кабинетом невозможно. Дело в том, что учреждение находится в помещении бывшего детского сада. «Позиция прикамского министерства образования – школы нельзя оставлять в таких зданиях», – отмечает помощница одного из депутатов краевого парламента Ольга Сойтонен, которая держит ситуацию «на контроле». Тут, например, маленькая высота потолков – словом, бывшие детские сады по новым санитарным нормам для школьников не подходят.

По данным помощницы депутата, коррекционная школа продержится здесь ещё год-два. «Если у них (у властей – авт.) опять что-нибудь не поменяется!» – шепчутся родители.

ИНВАЛИДЫ СТАНУТ ИЗГОЯМИ
К этому времени, вздыхает мама здешнего ребёнка, её девочка пойдёт в седьмой или восьмой класс: «Это переходный возраст, когда дети очень ранимы!» По словам женщины, в 155-й школе ученицу никто не обижает: «А когда идём по улице, бывает, над нами посмеиваются: вот, мол, инвалид идёт».

Другая родительница, Светлана Чувашова, рассказывает, что дети уже ходили в учебно-производственный комбинат общеобразовательной школы №73: «Наши ребята занимались в отдельном кабинете, но подростки (не инвалиды – авт.) вышибли дверь ногами – и даже два педагога, которые там были, не могли с ними справиться!».

Новая краевая программа предполагает, что для инвалидов будут сделаны отдельные классы. Но, считает врач-дефектолог 155-й Светлана Научук, инвалиды всё равно будут там изгоями: «Учитель не может постоянного сопровождать каждого ребёнка. А наши ребята плохо чувствуют себя в людных местах».

Одна ученица здесь даже закрывает руками уши, когда звенит звонок. «Нельзя, если ребёнок слабослышащий, просто посадить его в класс охраны зрения, – продолжает Чувашова. – У наших детей есть ещё и психологические проблемы, связанные с болезнью. Почему об этом никто не думает?» По мнению Чувашовой, к совместному обучению, если уж от него никуда не деться, надо готовить всех: и инвалидов, и не инвалидов.

ХУЖЕ ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ
Краевая программа, кстати, принята несколько лет назад. И, по мнению Павла Микова, с тех пор в общеобразовательных школах, кроме специальных классов, должны были сделать пандусы и т. д. А воз и ныне там. До сих пор неизвестно, в какие именно школы пойдут инвалиды.

«Сегодня ни одна общеобразовательная школа края не готова принять детей с ограниченными возможностями, – отметил Миков. – Нигде нет ни пандусов, ни подъёмников с этажа на этаж, ни специальных туалетов и парт!»

Уходя из школы №155, останавливаемся у поля, на котором только с одной стороны стоят футбольные ворота. Спрашиваю у пацанов, играющих с мячом: «Нравится вам в этой школе?» Отвечают, что футбольное поле здесь плохое. Но, признались ребята, в обычных школах – такие же.

>> продолжение темы В эти дни Земское собрание Добрянского района должно решить судьбу школы-интерната для детей с ограниченными возможностями в Добрянке. Про эту школу «ПН» писали 8 августа прошлого года. Напомним, местное отделение Госпожнадзора настаивает на закрытии школы: в здании – четыре этажа, а по нормативам требуется не более трёх. 1 сентября дети могут пойти учиться в общеобразовательные учреждения. Против этого выступают и педагоги, и родители, и воспитанники школы-интерната. Ликвидация интерната, по мнению депутата ЗС Павла Макарова, незаконна: «Дети должны иметь право обучаться в своей среде».

Текст: Михаил Данилович, «Пермские новости»
Фото: автора

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


реформа образования