"Туман" и "Экслибрисъ": в режиме эксперимента

Текст: Елена Азанова
Иллюстрации: «Неделя.RU»
Экспрессия и медитативность, жесткий гитарный ритм и тонкая вязь из «живых» звуков, драйв рока и драйв этно. 8 ноября в клубе «Шатуш» с совместным концертом выступят такие не похожие и почти родные друг другу группы «Туман» и «Экслибрисъ». Напротив меня сидят полукругом автор текстов и музыки группы «Туман» Халиль Зиганшин, бас-гитарист группы Джазз, дуэт авторов и исполнителей группы «Экслибрисъ» Йохансон и Тимон.

– Первый вопрос возникает сам собой – как группы «Туман» и «Экслибрисъ» оказались на одной афише? Какие у них точки соприкосновения, кроме того, что они «делают» музыку, альтернативную популярной?
– Эти два коллектива дружат и играют вместе на протяжении многих лет, – говорит Халиль. – Собирались на кухнях, пели песни, одно время ребята были участниками нашей группы. Сейчас у «Экслибриса» новый состав, и мы хотим, чтобы березниковская публика увидела, какую музыку они играют сегодня.
– У вас, можно сказать, тоже новый состав, – находит еще одну точку соприкосновения Тимон.
– Да, у нас новый небольшой проект с ди-джеем Михой Мatorом, – отвечает Халиль.

– Каков замысел?
– На первый взгляд, симбиоз странный, – объясняет Джазз. – Мы играем на живых инструментах, на которых люди играли пятьсот лет назад (барабаны, перкуссия). Нам интересно посмотреть, как эта музыка будет сочетаться с абсолютно не живой, дэнс-музыкой. Этот эксперимент позволит добавить драйва в нашу часть программы. Ребята будут играть энергичную музыку, и нам хотелось бы быть с ними на одной волне. Никто из нас не знает, во что этот эксперимент выльется, но мы надеемся сделать нашим зрителям сюрприз.

– А вы чем будете удивлять? – спрашиваю Йохансона.
– Для нас этот концерт будет, своего рода, отчетом за последние три месяца работы. У нас новый состав. К нам присоединились молодые ребята Вася и Ваня. Правда, мы их до сих пор путаем (взрыв смеха). Они очень быстро «растут». Нам требовалось гораздо больше времени, чтобы достичь в музыке какого-то уровня. Если учесть, что по образованию они скрипачи, а играют у нас на барабанах и бас-гитаре, им вообще цены нет. Во многом благодаря им, сегодня мы – совершенно другой «Экслибрисъ».
– У группы изменилась музыкальная концепция, – говорит Халиль, обычно предпочитающий молчание в духе дзен-буддизма. – Если раньше в «Экслибрисе» было несколько солирующих инструментов, то теперь все строится вокруг соло-гитары. Музыка стала более жесткой и, действительно, совершенно другой.

– Как изменился вектор вашего движения?
– Мы по-прежнему живем в направлении «рок», – говорит Тимон. – Но теперь он более мужской, более настоящий.

– Повзрослели? (улыбаюсь)
– Да. Теперь уже поем не только про любовь, но и про смерть, –протягивает Тимон. Ребята смеются.

– У вас, я вижу, изменилось название?
– Ага, решили «закосить» под старину, поставив в конце слова «Ъ», – улыбается Тимон. – Хотели даже ди-джея позвать, чтобы он на патефоне играл, но барабаны звучат слишком громко.
– В смысле названия все честно: новая группа – новое имя, – говорит Йохансон. – Группа «Экслибрисс» пережила распад, о котором было официально объявлено. Сейчас мы начинаем все с нуля: у нас самые дерьмовые в мире барабаны, но куча новых песен.

– Получается, есть еще одна точка соприкосновения: обе группы пережили период «покоя», теперь снова готовы возродиться?
– Переродиться, скорее, – улыбается Халиль.
– У нас был перерыв, но все прошло спокойнее, – говорит Джазз. – Концепция музыки принципиально не изменилась. Просто мы сейчас выросли: начали делать более осмысленную, что ли, музыку.
– Мне кажется, то, чем мы занимаемся сегодня, называется wold-music, – определяет Халиль. – Это имеет отношение как к этнике, так и к авторскому творчеству.
– А еще в обеих группах стало на одного гитариста меньше, – говорит Тимон. – Наверное, мы стремились к этой лаконичности, просто не знали, как ее добиться. Жизнь все расставила на свои места. А говорят, Бога нет... (очередной приступ смеха).

– В условиях современной жизни можно творить и зарабатывать своим творчеством на жизнь?
– Это мифическая мечта, – говорит Джазз.
– И она могла бы быть высокой целью, если снизить все свои потребности до минимума, – соглашается Халиль. – У нас потребности выше. Поэтому приходится заниматься еще и другими делами. Но в любой работе можно применять творчество.
– Для меня главное, чтобы работа не была каторгой, – рассуждает Йохансон. – Одно время работал на заводе. Жесткий был период: в курилке все перила были исписаны моими стихами.

– У вас есть какие-то ожидания в отношении вашего зрителя-слушателя?
– Наверное, мы ждем диалога. Когда музыканты выкладываются, поток энергии от них идет в зал, – рассказывает Йохансон. – Если слушатель воспринимает музыку адекватно, поток возвращается обратно. Эти мгновения со-бытия дают ощущение огромного счастья!

– Давайте поговорим о концепции концерта. Афишу сами делали?
– Да, и это для нас важно, – говорит Халиль. – Черно-белую фотографию для фона нашли сами: на ней люди идут на ноябрьскую демонстрацию. Она словно из времен нашего детства. Этот праздник навевает добрые, приятные воспоминания.

– То есть дата 7 ноября – просто повод собраться?
– Повод прокричать «Ура!»

– Чему?
– Музыке!


Источник: березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс