Цены на нефть, как в 2007 году, а роста нет

Текст: Вячеслав Никонов
Иллюстрации: Сеть


Великая депрессия дала шанс фашизму, нашей индустриализации и т.д. Так и этот кризис . Вспомним старый анекдот, как два грузина гуляют, один падает. «Руки-ноги целы?» «Не долетел еще». Кризис еще не закончился, последствия кризиса будут сказываться долго – это безработица (более 10% в развитых странах), спад мирового ВВП (3,5%), 200 млн дополнительно тех, кто испытывает проблемы с едой (в итоге – 1 млрд).

Девять основных выводов. Первое – это был кризис развитых экономик. Триггером этого кризиса, как и в Великую депрессию, стал «американский кавардак, рожденный американским гением, когда считалось, что государства глупы, а рынки умны». Реакция на кризис – отторжение существующей государственной политики и доминирующих моделей и правительств. В Америке и Японии так отвергался неоконсерватизм, в Европе – социально-экономическое хозяйствование.

Второй вывод имеет имя – Обама. Навряд ли такого политика избрали бы без кризиса. Это леволиберал – он внедрил антикризисную программу ценой $780 млрд, ценой госдефицита в $2 трлн. Внутри США неоднозначная реакция – исчез политический центр, политика стала поляризованной, что поляризует общество, настраивает бизнес против администрации, отягчает работу конгресса с президентом.

И опять, по опросам, большинство американцев склоняется к республиканцам из-за безработицы. Для внешнего мира – контроль за вооружениями восстановился, новый этап диалога с Китаем, перезагрузка с Россией. Хотя не надо преувеличивать. «Президент США едет в Китай в положении транжиры-кредитора». Есть с его стороны желание говорить со странами-изгоями.

Завершен ли однополярный момент? Афганистан, где жертвы западного контингента увеличились вдвое, – США не могут всего и всего сразу. Однополярность предполагает лидерство, а это лидерство сейчас не демонстрируется. В Америке не все согласны с Бараком Обамой о многополярности. Сейчас есть книга, четвертая в списке международных бестселлеров, «Следующие сто лет» – о том, что XXI век будет веком доминирования США. И следующим событием после дисбаланса на Ближнем Востоке будет столкновение с Россией за Прибалтику и раздел России.

Третий тоже имеет имя – Юкио Хатаяма. Япония резко изменила политический курс. Впервые за 60 лет либерально-демократическая партия потеряла власть. В стране, где экспорт важен, он сократился в два раза, – наихудший во всем западном мире. Психологический надлом нации – она потеряла людей, которые могут действовать нестандартно.

Последствия прихода Хатаямы – более жесткий контроль, равноправное партнерство между Японией и США, шаги, чтобы получить уступки у США за военное партнерство. Не надо преувеличивать, но есть предпосылки, чтобы Япония стала центром силы.

Четвертое. Европа через лиссабонский договор тоже становится центром силы, хотя фигура ван Ромпея – не очень убедительна. Сдвиг в Европе к христианским демократам – в противоположную сторону от США. Это подчеркивается народной партии на выборах в Европарламент, будущей победой консерваторов в Англии.

Водораздел между старой и новой Европой и появление нового – Север – Юг. Жесткая финансовая политика – Германия и т.д., и Южная Европа – национальный протекционизм и долги (Италия, Ирландия, Франция). Первые лучше прошли кризис: единственная страна, где не было спада производства – Польша.

Пятое – смещение центра силы в развивающиеся экономики. Продолжали расти только крупные развивающиеся экономики вне зависимости от модели. Это, прежде всего, Китай, Индия – крупная демократия, Бразилия, Индонезия. Что было между ними общего – сильное государство, стимуляция внутреннего спроса, программа развития человеческого капитала и низкие ставки процента.

Из крупных стран провалилось только одна – Россия. Экономическая политика настроена на сжатие внутреннего спроса, и что у нас не сильное государство, а большое. Но и мы тоже – у нас больше всего вырос фондовый рынок в этом году, на 98%.

Шестое – подъем Китая. На $60 млрд были увеличены инвестиции, что позволило скупать ресурсы за рубежом. Эффективность мало вопросов – и что Макс Вебер неправ, конфуцианская этика не хуже. Усилилась взаимозависимость Китая и США на уровне интеграции их экономики. Не случайно заговорили о «Чимерике» и «Большой двойке». Это настраивает на оптимистический лад, но не надо забывать, что наиболее в Европе была взаимозависимость перед Первой мировой войной.

Седьмое – это БРИК, из виртуальной реальности в реальность серьезную. Интеграция Китая и России, год русского языка в Китае (говорю как руководитель фонда «Русский мир» – есть 2 центра, и еще 2 откроются). Удалось в БРИК в пользу развивающихся стран во Всемирном банке. Символ – это создание «Большой двадцатки», кроме того, усиление интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не только АТЭС, но и АСЕАН+3, и АСЕАН+6, и появление в период кризиса от Японии и Австралии в АТЭР экономических структур по безопасности. Западноцентристский взгляд на мир потерял свою актуальность.

Восьмое – государство и глобализация. Николай Злобин написал, что государства оказались беспомощными и что укрепились глобальные институции. Мне ближе другое – кризис укрепил национальные государства. Все антикризисные меры принимались на уровне национальных государств, усилился протекционизм. Зарегистрировано 280 протекционистских мер, 160 против Китая и более 60 против США. США приняли в этом году 99 мер.

Девятое – безопасность. Последствия кризиса неоднозначны для безопасности. С одной стороны, есть прогресс по части ограничения вооружений со стороны США. Но с другой стороны, появилась новая ядерная держава, терроризм действует в Филиппинах и на востоке. В позитиве – таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном.

Очевидно, что возвращения к старой модели не будет – цены на нефть, как в 2007 году, а роста экономического нет.


Автор – президент фонда «Политика», выступление на V Всероссийском конгрессе политологов
Расшифровка и обработка текста: Филипп Чапковский, корреспондент портала деловых новостейSLON.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


кризис

Личное мнение

  • Андрей Лучников о том, что Международный женский день – правильный праздник
  • Российская жизнь непредсказуема, возможны сюрпризы. Сегодня ты лицо официальное, а завтра, глядишь, наоборот. Даже очень влиятельные люди могут превратиться в простых гастарбайтеров
  • Вот говорят: рак, рак. Страшно – аж жуть! Ааа! Да не страшилка ли это из того простенького набора, что начинается гробом на колесиках?
  • Виды на 2016 год сегодня особенно актуальны – варианта «примерно так же, как в прошлом году» точно не будет. А как будет?
  • И вот стал я думать, а сколько это – триллион? Даже не двенадцать, а хоть один? В пятитысячных прикидывал. Миллиард – это большую комнату на метр завалить
  • Эти рождественские праздники оказались для меня порядком подпорченными в ФБ. В последние недели я несколько раз касался проблемы возрождения культа Сталина в России и на оккупированных территориях Донбасса