Дворец оживших воспоминаний

Наверное, в сотый раз за свою жизнь проходя мимо этого величественного здания с колоннами, я вдруг подумала: «А что, если оно всё помнит?» Стоны раненых, пронзительный запах камфары, голос Бруно Фрейндлих, скрип паркета под ногами послевоенных танцоров, целительные звуки джаза, жаркие споры физиков и лириков? Что мог бы рассказать 80-летний старец – Дворец культуры имени Ленина – нам, случайным прохожим?

ДВОРЕЦ РОДИЛСЯ
Дворец культуры имени В.И. Ленина был построен в 1931-ом году – практически за год до рождения города Березники. В эпоху интернета и бескультурья это может показаться странным. «Зачем вкладывать немалые деньги в огромное культурное учреждение, когда людям элементарно негде жить?» - спросит обласканный цивилизацией современник.

Чтобы понять, насколько важна была роль Дворца культуры в жизни березниковцев, достаточно посмотреть на старые фотографии и полистать подшивки городской газеты «Ударник» и многотиражки химкомбината «Гигант химии».

Вот перед нами строение, узнать в котором знакомый всем нам с детства Дворец довольно сложно. Типовое здание, выполненное в стиле модного в 20-е годы прошлого века конструктивизма. Ни тебе массивных колонн, ни лепнины – никакого дворцового пафоса. В целом, довольно «лёгкое» на вид сооружение, с множеством окон и остеклённых балконов. Так Дворец культуры им. Ленина выглядел в 30-е и первые послевоенные годы.

Вообще «детство» Дворца пришлось на становление так называемого урбанистического общества: вчерашний деревенский житель из Лёнвы, Дедюхино, Веретии открыл для себя ранее неведомые миры - искусства и науки. Доверчивый, как дитя, он шагнул в новую жизнь, символом которой стал Дворец культуры.

Люди в начале 30-х годов жили в бараках и работали на вредном химическом производстве. Привычных для нас радостей в их жизни не было: ни отопления, ни водоснабжения, ни домашнего телефона, ни телевизора. Человеку требовалось отвлечься от тяжёлых ежедневных забот, достать пищи для ума и занятие для души. Дворец стал не только центром культурной жизни, но и местом научно-технического просвещения.

ДЛЯ ЛИРИКОВ И ФИЗИКОВ
Подумайте только, в 36-ом году в одном оркестре струнных инструментов занималось 90 детей и 95 взрослых человек, в фото-кружке – 90 взрослых, в драмкружке – 95! В довоенные годы все желающие могли записаться во Дворце в хоровую капеллу, школу ликбеза, школу кройки и шитья, класс вокального пения, школу рояля для взрослых, в симфонический оркестр, в школу немецкого языка для начинающих, литкружок, кружок духовой музыки. Часть кружков были платными. Например, фото-кружок, школа рояля, а также школа кройки и шитья.

Сегодня вызывает улыбку объявление о наборе в «кружок безбожника», приглашение на коллективный просмотр спектакля «Как управлять женой» или на комсомольско-молодёжный антипасхальный карнавал. Вот такие приметы времени…

В 30-е годы большой популярностью у березниковцев пользовались постановки драмтеатра, спектакли Свердловского театра оперы и балета, гастроли известных артистов. Так, афиша 1937-ого года гласит, что в Березниках с единственным концертом выступит актёр Игорь Ильинский. Он прочтёт сказку Пушкина, рассказы Льва Толстого, Чехова, Зощенко.

В 60-е годы прошлого века тогдашний председатель профкома Березниковского химкомбината Залман Цукерман вспоминал: «В 1934 году на комбинат приехал товарищ Серго Орджоникидзе. После посещения цехов он поинтересовался Дворцом культуры. Приехав туда, всё осмотрел, зашёл в зрительный зал. Подняли занавес, и директор Дворца товарищ Бродский гордо пояснил, что сцена у нас вращается. А между тем из-за убранных задников прямо на присутствующих совсем не эффектно смотрела задняя неоштукатуренная стена сцены. Товарищ Серго спросил: «Ну а это почему так не аккуратно выглядит»? На что Бродский ответил: «Это ничего, товарищ Серго, это задником прикрывается, зрителю не видно». Орджоникидзе тут же за ним повторил: «Конечно, всё закрывается, это не важно. Ну, а как это отражается на настроении артиста, стоящего там перед выходом на сцену, - это не важно!? Это никому не важно!?..»

Правда это или красивая легенда, сегодня сказать сложно.

Во Дворце также выступали с лекциями учёные: физики, химики. Информация от 22 апреля 1938 года гласит: «Проведён ряд бесед о международном положении и на антирелигиозные темы, которые прошли очень оживлённо. Для массового разучивания песен заказано 2000 экземпляров песен «Если завтра война», «Бейте с неба, самолёты».

Эти строчки кажутся сегодня забавными, но, если вдуматься, являются пророческими…

ГРУСТНЫЕ ВЕЛИКИЕ СТРАНИЦЫ
В годы Великой Отечественной войны в здании Дворца располагался военный госпиталь, Ленинградский театр юного зрителя под руководством Бруно Фрейндлиха, а также школа имени Островского.

Художник Леонид Старков, именем которого названа сегодня Школа изобразительного искусства, первые годы тоже работал во Дворце.

В 1967 году он вспоминал: ««Из Москвы в Березники я приехал с семьёй в октябре 1941 года и поступил работать художником в ДК им. Ленина, где сразу же организовал изокружок, в котором занимались дети жителей города. Больше всего в нём было детей, чьи родители ушли на фронт. Я помню, как приходили 10-12-летние ребята и просили записать их в кружок учиться искусству, и учились, хоть и были полуголодные (да и сам-то я получал 300 граммов хлеба). А ещё приходили озябшие и в слезах. Помню, Ваня Аронов, мальчик лет одиннадцати, заплакал, сидя за рисунком. Когда я его спросил, что случилось, он ответил: «Папу убили». Рисовали на серой оберточной бумаге, занимались в подвале, так как все помещения Дворца были заняты».

«Отрочество» стало в жизни Дворца, по-видимому, самым драматичным периодом. Однако он продолжал работать и лечить души людей искусством.

НОВОЕ ЛИЦО
В начале 50-х годов назрел вопрос о необходимости реконструкции здания. Процесс шёл, видимо, медленно. По этому поводу журналист под псевдонимом ЛИР пишет: «Когда закончится капитальный ремонт Дворца культуры - неизвестно. Это происходит лишь только потому, что безобразнейший хаос в организации работы и расстановке людей… Бетонные работы ведутся медленно, слабо. Работает один бетонщик и тот хочет сбежать… Надо заставить товарищей Белецкого и Буслидзе работать по-людски, по-деловому. Они должны понять, что строить и ремонтировать культурные учреждения – это почётная задача». Эти бы слова да современным городским властям и строителям в уши!

Осенью 1956 года была завершена реконструкция фасада Дворца: установлены колонны и портик центрального входа, изменена конфигурация окон. В 1964 году перед зданием установлен новый памятник Владимиру Ильичу Ленину. Скульптуру, высотой 3, 2 м, предоставил городу Московский художественный фонд. Так родился знакомый нам облик Дворца культуры.

На его уникальной сцене в зале с потрясающей акустикой в разные времена играли не только знаменитые актёры (Георгий Бурков даже несколько лет служил в нашем драмтеатре) и прекрасные музыканты, но и самодеятельные артисты. Сегодня Дворец продолжает жить и служить искусству.

Слыша под ногами скрип старинного паркета, представляешь, как много видели эти стены. Они наверняка не забыли момента, запечатлённого на фотографии 56-ого года. Духовой оркестр играет вальс, а на его фоне танцуют пары. Много пар. Мужчины – в аккуратных костюмах, женщины – с причёсками и в простых, но нарядных платьях. Лёгкий трогательный танец, в котором можно забыть все печали и предаться воспоминаниям.


Личный блог автора на Blogber.ru
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история