Город за Ленвинскими заливами
Текст: Виктор Цыпуштанов
Два года назад на обочине дороги, ведущей из Березников в Усолье, был установлен поклонный крест в память о двух разрушенных церквях бывшего поселка Дедюхино. Краткая аннотация мало о чем говорит несведущему путнику. Где они стояли, да и где находилось это самое Дедюхино?
Выросло уже два поколения тех, кто никогда Дедюхина не видел. Небольшая речка Ленва превратилась в огромные Ленвинские заливы - излюбленное место купания березниковцев, по незнанию называющих их «камскими». Разве что старые рыбаки знают их настоящее название...
ГОРОД ДЕДЮХИН
За заливами на северной стороне, где сейчас мелколесье, в 22 верстах от Соликамска, вниз по течению реки Камы был когда-то город.
Дата возникновения Дедюхина соотносится с XVII веком и связана с Пыскорским монастырем, устроившим здесь соляные промыслы, названные Рождественскими. Вообще же Усолье Рождественское упоминается еще в 1600-1606 гг. «близ Березового острова».
В 1764 г. промыслы отошли в казну и подчинялись Соликамской воеводской канцелярии, а затем Пермской казенной палате. Статус горного города Дедюхино получило в 1804 г. с подчинением горному правлению в Екатеринбурге. Город тянулся с севера на юг и был разделен «старым» каналом на две равные части. Был еще и новый канал в верхней части поселка. Искусственное происождение каналов объяснялось нуждами солеваренного завода.
Путешественник Щёкотов так описывает состояние Дедюхина в 1864 г.: «Дедюхин остров... лежащий по левую сторону р. Камы, но островом делается во время лишь весеннего разлива; на нем имеется 14 рассольных труб...» Историк Д. Петухов писал о Дедюхине как о городе довольно грязном и больше напоминавшем село.
При пожаре 1847 г. выгорело более 100 домов. Вновь проложенные улицы внесли некоторую упорядоченность, но ненадолго. После весенних паводков грязь снова портила благоустройство.
Казенный дедюхинский солеваренный завод в том виде, в каком он дошел до 50-х годов XX в., строением относился к середине XIX в. Находился он в части Дедюхина, именуемой Николыциной, имел в плане форму пятиугольника и был разделен на три самостоятельных отделения. Во второй половине XIX в. завод основательно реконструирован. Здесь были построены варницы «по- белому» - каменные, просторные, избавившие рабочих от тесноты и смрада. При заводе была паровая машина и мукомольная мельница. Закрыли завод в 1917 г., но во время Великой Отечественной войны он снова был пущен и работал до ликвидации Дедюхина.
Среди кустарных заведений Дедюхина упоминаются две кузницы, гвоздарное, калачное, корчажное, столярное, пивоваренное и др. В описаниях села фигурируют бесплатная библиотека, богадельня, больница, две часовни.
Окраины Дедюхина были менее благоустроенными и по весне подвергались затоплению. Приведем цитату из «Клировых ведомостей» за 1897 г.: «Препятствий к сообщению между домами кроме некоторых неудобств во время весеннего разлива реки Камы нет. Во время сильного разлива Камы сообщение между домами производится на лодках.» Обычные будни старых прикамских промышленных селений!
Вспоминая прошлое навсегда почившего селения, нельзя обойти молчанием вклад Дедюхина в приумножение науки и истории. В городе Дедюхине родился историк Пермско го края А. Дмитриев, известный созданием многотомной «Пермской старины». Здесь работал другой замечательный историк Ипполит Словцов, врач и историк Д. Петухов. Академик архитектуры, крупнейшик теоретик архитектуры начала XIX в. И. Свиязев построил в Дедюхине первые «белые» варницы.
Старожилы с теплотой вспоминают природный оазис, каким был поселок в их сознании. Уничтожение его - одна из трагедий минувшего века.
ХРИСТОРОЖЛЕСТВЕНСКИЙ СОБОР
Наиболее привлекательной и благоустроенной была центральная площадь Дедюхина. Украшением ее являлся каменный собор Рождества Христова.
До 1730 г. в документах встречаются упоминания о существовавшем в Дедюхине молельном доме. Христорождественский собор с приделом на северной стороне заложен в том же 1730 г. иждивением Пыскорского ставропигиалыюго монастыря. Каменный на палатах собор с приделом на северной стороне и колокольней выходил на площадь в центре города. Колокольня - восьмерик, венчалась шпилем с крестом и флюгером в виде ангела.
Собор трехпрестольный. Главный летний храм - в честь Рождества Христова, зимний, на северной стороне - в честь Рождества пресвятыя Богородицы, и на южной стороне, внутри трапезной церкви - во имя Святителя Николая Чудотворца. В подклете собора, в помещении, где размещалось казначейство, в стену была вмурована кедровая доска с резной надписью, повествующей о том, что здесь похоронен «находившийся у смотрения соляных промыслов губернский секретарь Самуилов, сын Дедюхинского священника, при котором строился храм».
Историк И. Ф. Словцов отмечал:«[Архимандрит Пыскорского монастыря] Пафнутий распорядился написать икону Рождества Христова, украсил ее серебряною ризоючеканной работы, с короною на Владычице небесной, усыпанною драгоценными камнями и установил крестный ход из Дедюхина в Пыскорский монастырь каждогодно в день Рождества Христова. Об этом свидетельствует надпись, вычеканенная на ризе сей иконы... Есть предание, что тому лет семьдесят ночью на 7 декабря загорелась пред сею иконою сама собою свеча... С тех пор пред иконою постоянно теплится неугасимая лампада».
Образ этот был датирован 1684 годом. Судьба его неизвестна.
Сообщает историк и о росписях в этом храме: «В холодном храме... живопись на стенах, произведенная старанием бывшего начальника завода секунд- майора Елисея Чадина на средства заводского приказчика Алексея Вогульского. Живопись производили местный житель Влас Иконников и экономический крестьянин Евдоким Тупасов за 300 рублей. Работа начата в 1778 г., а окончена в 1780 г. В 50-х гг. [XIX] века живопись эта сбита и стены оштукатурены... Замечательного при Христорождественской церкви немного... Преосвященный Неофит в 1862 г., 26 августа, обозревая сию церковь, сказал: «Ветоши много, а древностей нет». Упоминается в описании этого храма имя иконописца Епифанова, две ризы и стихарь из шелковой серебряной парчи - остаток имущества Пыскорского монастыря - и напрестольное Евангелие, приложенное в 1788 г. главным смотрителем Дедюхинских промыслов секунд-майором Максимом Яковлевым Старовым. В коллекции Березниковского музея хранится образ Архангела Михаила, написанный на двери иконостаса собора в XIX в.
На колокольне были установлены часы с курантами и имелась пушка для пасхальной стрельбы (последняя хранится в Березниковском музее им. И. Ф. Коновалова). Храм был обнесен чугунной литой оградой на каменных столбах. В соборе имелось два старинных резных иконостаса. Библиотека насчитывала 370 томов книг. Собор был закрыт в 1930-х гг. Здание использовалось под швейную фабрику.
ЦЕРКОВЬ НА КЛАДБИЩЕ
Находилась на юго-восточной окраине села у Чашкинского истока. Построена в 1852 г. старанием управляющего заводом статского советника Евграфа Андреевича Кармалина, по-жертвовавшего 10 тыс. рублей на содержание, «а в случае разрушения на восстановление церкви».
Деревянная, одноглавая с пятигранной алтарной частью. Колокольня с колоннами в верхнем ярусе увенчана куполом и шпилем. После пожара 1854 г. своего священника не имела, была приписана к дедюхинскому собору.
В1897 г., как сообщает церковная опись, было произведено поновление живописи внутри церкви «иконописных дел мастером Алипием Васильевичем Федосеевым, чердынским купцом, всего 14 сюжетов (приводится описание). За работу эту и ряд написанных икон было ему выплачено 1200 рублей.
Во время изъятия церковных ценностей в 1922 г. один из перечисленных в описи образов, в окладе которого было 140 брильянтов, был перенесен в церковь села Ленва. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Церковь всех Святых закрыта и разобрана в 1953 г. По свидетельству жителей поселка бревна от раскатанной церкви были использованы при строительстве дачи одним из местных чиновников.
КУРАНТЫ
История Дедюхина закончилась бесславно в середине 50-х гг. XX в. в связи с созданием камского водохранилища. В числе последних построек, еще некоторое время сохранявшихся на его территории, был монументальный Христорождественский собор, уникальный по своей исторической значимости, но исключенный из списка памятников. Затопление ему прямо не угрожало, хотя вряд ли бы он уцелел в условиях существовавшего в годы атеизма кощунственного отношения к древним постройкам. В 1953 г. была создана комиссия по ликвидации объекта и год спустя собор был взорван.
По инициативе краеведа И. Ф. Коновалова несколько икон из главного иконостаса (далеко не лучших) передали в Березниковский музей. Перед ликвидацией собора был демонтирован механизм курантов и часов на колокольне храма, снята сигнальная пушка. Часть икон передали в действующую тогда Ленвинскую Свято-Троицкую церковь.
Пушка при транспортировке была утеряна и по странной случайности несколько лет спустя найдена рыбаками в болоте и попала в музей под названием «красной», так как, выкрашенная в красный цвет, участвовала в боях гражданской войны.
Сохранялась и прекрасная чугунная литая ограда собора. Ею в 40-е гт. XX в. обнесли территорию Березниковской поликлиники на ул. Деменева, в 1948 г. сделали отливки по ее образцу для Треугольного сквера, но отливки получились весьма низкого качества. К сожалению, два года назад ограды заменили, а дедюхинские - пропали.
История с часами и курантами до сих пор не ясна. Часы с боем являлись не только привилегией Дедюхина. Когда-то существовали куранты и в Усолье на главной соборной звоннице. Кстати, дедюхинские были изготовлены по образцу усольских соборных, погибших в пожаре 1842 г. Дедюхинским, казалось, повезло больше. Часовой механизм, снятый с колокольни, вывезти в Березники так и не собрались - его временно зарыли близ собора. В 1967 г. мы были с И. Ф. Коноваловым на развалинах дедюхинского собора, но точное место захоронения курантов он не смог определить - территория сильно заросла. Остается уповать на случайность, как было с дедюхинской пушкой.
Автор – березниковский журналист
Опубликовано: местное издание "Березники вечерние"
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
история
-
Почему в России не стали отмечать 111-ю годовщину Первой русской революции?
-
Почему режим, который правит в Венесуэле уже 17 лет и который до сих пор честно выигрывал все выборы, вдруг провалился с таким треском
-
Церковь пытается привлечь к расследованию «царского дела» историков-конспирологов
-
В селе Пыскор, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в действующем храме Свято-Трифонова скита был престольный праздник
-
В книге профессора Йельского университета Федерико Варезе (Federico Varese) «Русская мафия», вышедшей в Оксфорде в 2001 году, ключевая глава носит название «Мафия в Перми».
История
-
Почему в России не стали отмечать 111-ю годовщину Первой русской революции?
-
Церковь пытается привлечь к расследованию «царского дела» историков-конспирологов
-
Те, кто ищет в истории лишь вечного подтверждения превосходства своей страны и своего народа, - не озабочены ни историей, ни страной
-
Подоходный налог по историческим меркам – явление очень новое
-
В селе Пыскор, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в действующем храме Свято-Трифонова скита был престольный праздник
-
В книге профессора Йельского университета Федерико Варезе (Federico Varese) «Русская мафия», вышедшей в Оксфорде в 2001 году, ключевая глава носит название «Мафия в Перми».
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин