Музей – как бездомная кошка

Текст: Марина Сизова

18 мая – Международный день музеев. Однако праздник оказался с горчинкой. В конце апреля мы писали о кулуарных интригах по выселению чиновниками краевых музейных фондов. На днях директор музея Ольга Юдина дала ответ «по «захвату» площадей музея неравнодушным гражданам». Она подтверждает, что коллекция дерева из основного фондохранения (на Сибирской, 15) действительно переезжает на диораму. Что третий этаж музея и вправду передаётся городской администрации.

«Фактически получился обмен площадями, но для нас он стал крайне выгоден, так как музей получил отдельное двухэтажное здание по ул. Пермской, 78. Для музея появление нового здания – большое счастье», – считает Юдина. Очень сомнительное счастье, считаем мы.

КРАЙНЕ ВЫГОДНО?
1. Почему краевая администрация отдаёт помещения музея под кабинеты городских чиновников? Музею и так должны по закону, по скромным подсчётам, около семиста квадратных метров. Не временно. Не в аренду. И, тем более, не в обмен.
Давайте посчитаем. В результате обмена бывшего архиерейского дома на Комсомольском проспекте, 6, переданного церкви, на дом Мешкова, музей утратил экспозиционные площади – порядка 400 квадратных метров. В результате выселения в 2008 году с Тбилисской отдела археологии на Сибирскую, 15 музей потерял ещё 380 квадратных метров. При переезде на Сибирскую «археологи» потеснили научный архив и библиотеку. Для них музею дали временно два «адреса», меньшие по площади: помещения на Пионерской, 17 (площадь – 125 квадратных метров), где из-за нехватки места некоторые вещи до сих пор лежат нераспакованными. И на улице Газеты «Звезда», 21, где сейчас на ста метрах ютится часть научных сотрудников и размещено оборудование. Временно – это значит, что выселить из обоих адресов музей могут в любой момент. Срок аренды по ул. Газеты «Звезда», 21, к примеру, заканчивается уже в декабре этого года.

Когда выставляли «археологию» с Тбилисской, на сроки – точнее, бессрочность – договора вообще не смотрели.

Туда же, на Сибирскую, 15, вслед за отделом археологии впихнули музей пермских древностей. А какая была грандиозная шумиха летом 2010 года, когда в здании железнодорожного вокзала открылась эта выставка! «Впервые в Перми!» «Выставка древностей такого масштаба!» «На площадях старого железнодорожного вокзала – более 800 квадратных метров!» Подразнили, как кошку красивой конфетной обёрткой. Ну и где оно всё? …Известно, где – на Сибирской, 15, на четвёртом этаже! Где из-за переезда этой выставки пришлось ликвидировать отдел природы. Во всех регионах есть отдел природы, а в Перми сейчас нет. Создали его, кстати, во время войны, в 1944-м. А в наше мирное и относительно сытое время ликвидировали.

Что в остатке. Получается, что музею (не берём в расчёт обещания и посулы) должны отдать больше семиста квадратных метров. Справедливым было бы, если бы музею вернули положенное.

Вот если бы двухэтажное здание по ул. Пермской (Кирова), 78 площадью 400,2 квадратных метра отдали музею – не временно, не в аренду и, тем более, не в обмен, а в бессрочное пользование, получилось бы, что музею вернули только половину долгов.

ПОЛНАЯ ФИЕСТА!
2. На каких условиях будет передано музею двухэтажное здание по ул. Пермской, 78? И будет ли передано?

Это здание находится в городской собственности. А музейные здания – в краевой (учредитель – Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края). На данный момент между городом и краем (агентством) заключено соглашение, по которому особняк на Пермской, 78 передаётся музею в безвозмездное пользование «в целях создания музейной экспозиции». Речь идёт о конкретной экспозиции. В Перми в рамках проекта «Культурная столица» 1 июня во второй раз стартует сезон «Белых ночей». На Пермской, 78 в эти дни будет реализован выставочный проект «Мексиканская фиеста в гостях у народов Пармы», где покажут культуру и мексиканскую, и прикамскую.

Так вот, по неофициальным источникам, соглашение о передаче здания музею на Пермской, 78 заключено до 1 сентября 2012 года. То есть только на время действия этой мексиканской выставки.

Сейчас в двухэтажке на первом этаже в двух залах, где планируется провести «фиесту», проводится двухнедельный декоративный косметический ремонт: выравнивание стен, расклейка обоев, покраска… По срокам ремонт должен закончиться сегодня. Остальная часть особняка как после погрома: обсыпанная штукатурка на стенах, повреждённый потолок, во всём здании нет электричества. Как комментирует городская администрация, рассматривается «возможность последующей передачи этого помещения в краевую собственность». Но, во-первых, только «возможность». Во-вторых, если передадут, то когда? На какой срок передадут? Во сколько обойдётся капитальный ремонт? И вообще, предусмотрены ли для этого деньги? То есть ещё ничего не решено – ни по вопросам передачи собственности от городской администрации краевой, ни по ремонту здания, – а помещения музея на третьем этаже на Сибирской, 15 тем временем уже экстренно освобождаются под кабинеты чиновников.

ОТКРЫТЬ ШКАТУЛКУ ИЛИ ЯЩИК ПАНДОРЫ?
3. Насколько безопасен переезд фондов хранения?
Коллекция из дерева вывозится на революционную диораму в Мотовилихе. (Видимо, инициаторы переезда усмотрели глубинную связь между бытом прикамцев и декабрьским вооружённым восстанием 1905 г.)

Там нет центрального отопления и возможны губительные перепады температур. Для дерева это верная смерть. Даже директор краевого музея называет диораму «проблемным зданием, где необходимо обновить кровлю, плитку, некоторые залы».

Юдина тем не менее видит новые перспективы: «С размещением коллекции этнографии, дерева на диораме, музей приобретает новые преимущества экспонирования. В перспективе предполагается создать открытое фондохранение, как часть особого музейного пространства. Для примера, Национальный музей Республики Коми экспонирует в открытом доступе коллекцию прялок, предметов деревянной мебели. Этот зал размещается в филиале этнографии. Рекомендую при случае посмотреть. Нас впечатлило!»

Заведующая отделом этнографии национального музея Республики Коми Татьяна Пьянкова тем временем по белому завидует соседям – марийскому музею, который недавно заказал в Петербурге дорогущее оборудование – огромные стеклянные кубы, где у них сейчас размещены экспонаты. Пьянкова говорит, что сыктывкарская экспозиция традиционной культуры народа коми, если бы создавалась сейчас, была бы тоже закрыта «под стекло». «Это же подлинники XIX века. Необходимо соблюдать и тепловой, и влажный режим. Главная функция музея – это всё-таки сохранение». Экспонировать такие вещи, как дерево, ткань, в открытом доступе, по её словам, дело рискованное.

В любом случае, на создание экспозиций, выставок, показов нужны деньги. Есть ли необходимые средства у нашего музея для того, чтобы открыть шкатулку с сокровищами Пермского края, без опасности их повреждения?

АСТМА НА ВСЮ ЖИЗНЬ
4. Если городская администрация займёт третий этаж музея, где разместят остальные коллекции фондохранилища? И куда денут с этажа сотрудников музея?
Получается, сотрудникам музея тоже придётся ужиматься и сидеть на других этажах друг на друге и, не дай бог, на экспонатах фонда? Это угроза для экспонатов. И угроза здоровью людей. Экспонаты для сохранности обрабатываются различными средствами, то есть сотрудники будут дышать химикатами. А это – аллергия и астма на всю жизнь. Не слишком ли большая расплата за небольшую зарплату?

ЗАКОН – НЕ ДЫШЛО?
5. Почему руководство музея и краевые власти сознательно идут на нарушение закона?
Согласно Инструкции по учёту и хранению музейных ценностей, наличие сторонних организаций в непосредственной близости от фондов хранилища музеев запрещено. А городская администрация в результате этого обмена врезается-вклинивается в помещение музея.

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА, ГОВОРИТЕ?!
6. Зачем вообще передавать помещения чиновникам?
На третьем этаже музея не так давно городские чиновники заняли 70 квадратных метров. Говорилось – временно, оказалось – с постоянной пропиской. Теперь они собираются занять весь третий этаж. Передача музею здания по Пермской, 78 – история непонятная и затяжная. При этом, если приют на Пермской опять будет только временным, когда-нибудь снова встанет вопрос об очередном «обмене». Отнять здание у музея – оказывается, несложно, а вот у чиновников обратно отвоевать тот же третий этаж на Сибирской будет невозможно. Судя по темпам и аппетитам, скоро они будут претендовать на всё здание музея.

МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ
7. Чиновники идут на абордаж, а общественность робко сочувствует издалека?
А может, действительно, всё ужасно замечательно и все счастливы, а мы, журналисты, как выразилась Юдина, «искажаем информацию»?

Так давайте проверим! Мы будем рады, если окажемся неправы. Раз министерство культуры самоустранилось от проблемы, почему бы тому же Учёному совету краеведческого музея и Общественной палате Пермского края, куда входят известные люди, видные учёные, детально не рассмотреть вопрос о проблеме сохранности фондов музея? Только сразу и сейчас. Потому что потом может быть поздно.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история