Чем слово про Конец света отзовётся

Чем слово наше отзовётся? Эти слова обожают вспоминать лица, недоудовлетворённые какой-либо публикацией в прессе. Речь, конечно, о тех лицах, что выглядят или стремятся выглядеть поумнее. Те, которые поглупее, начинают рвать и метать, а вот те, что поумнее, говорят про ответственность журналистики, прессы и прочая, прочая, прочая. И обязательно вспоминают эти слова. Мол, думать нужно, чем слово отзовётся. Немало, кстати, таких умников и умниц среди нашего брата/сестры, сами в прессе работают. Что занятно, почти все они относятся к той части пишуще-говоряще-снимающей братии, чьё слово никогда и ни у кого ничем не отзывалось.

Казалось бы, им-то откуда знать? А вот. Знают. Рассуждают. Поучают. Правда, отчего-то (от недостатка образования или умышленно?) всегда забывают продолжение «крылатой фразы». Которое реально обесценивает все поучения. Поэт, ведь, ясно сказал: чем слово наше отзовётся, нам не дано предугадать. Не дано.

Это действительно так. Конечно, оно не значит, что думать (например, о последствиях публикации или её содержании) можно совсем не. Думать это, как минимум, всегда не плохо, а иногда бывает полезно. Но нужно также и понимать, что не дано предугадать. И, как минимум, не расстраиваться, ежели эффект получился совсем не тот, на который рассчитывали. Или никакого эффекта, вопреки ожиданиям. Или вообще противоположный эффект. Это, замечу, относится не только к работе со словом, доказательства того, что «не дано предугадать», можно найти в любой сфере человеческой деятельности.

Могли ли, например, предугадать славные березниковские первостроители, что через шестьдесят с лишним лет благодарные потомки навесят на них всю вину за провалы, оседания и разрушения жилых домов в Березниках? Или – мог ли предугадать славный березниковский мэр Сергей Дьяков, что через год после пары слов, сказанных в мэрском блоге, про трёх заболевших корью в Березниках, ему эти слова припомнят, и припомнят в связи с сифилисом? Причём в связи с другими словами березниковского мэра, сказанными (или, возможно, написанными) правоохранителям насчёт того, что надо разобраться с разносчиками недостоверной информации про сифилис. Вопросы риторические.

А вот нашему уважаемому читателю ещё один пример, уже из чисто журналистской практики. Полагаю, он интересен во всех смыслах (оригинальное название публикации «Конец света начался с Вятки», автор – Мария Эйсмонт, очень известная в узких кругах журналистка, оригинальный текст, фотографии и видео можно посмотреть по этой ссылке):

«25-тысячный город в Кировской области сошел с ума: сотни людей запасаются спичками, солью, свечами и керосином, готовясь встретить конец света 21 декабря. Панику вызвала статья-перепечатка в местной газете о пророчестве тибетского монаха. Теперь журналисты готовят новый, успокаивающий и объясняющий материал, но паника продолжается.

Все началось 14 ноября, когда местная частная и самая тиражная в городе газета "Омутнинские вести" на последней развлекательной полосе, выходящей под рубрикой "Отдыхай", сразу после анекдотов и вместо обычного кроссворда перепечатала статью с сайта fontanka.ru "Тибетский монах сделал заявление для NASA о конце света".

Конец света, по пророчеству монаха, должен наступить 21 декабря. "Эта темнота будет сопровождаться космическими всполохами, иллюзорными вспышками света и продлится примерно три-четыре дня. Затем свет солнца опять появится, — говорится в статье. — ...может погибнуть 10% населения Земли".

Монах советовал людям сделать запас продуктов на два месяца, доделать все дела, отдать долги, взять детей и документы и выехать из городов. "В течение дней темноты завесить окна темным, не смотреть в них, не верить своим глазам и ушам, не выходить на улицу, лучше медитировать, молиться и укреплять себя, лечь спать".

В редакции уверяют, что статья появилась случайно. "Просто была дыра на полосе, и прямо перед тем, как отправлять пленки в типографию, мы и поставили эту статью — как раз вошла, — объясняет главный реактор газеты "Омутнинские вести" Виктория Ушакова. — Мы думали, что это воспримут как очередной анекдот и просто посмеются. Мы, честно, не ожидали такой реакции".

Но многим горожанам было не до смеха. В городе началась паника: уже через два дня во многих магазинах закончились свечи и спички, особым спросом пользуются соль, сахар и консервы, а также керосин и керосиновые лампы. По признанию продавцов хозяйственных магазинов, свечи, соль и спички скупают не только пенсионеры, но и молодежь. "Кто чем объясняет: кто говорит, что нужно печку топить на даче, а кто признается, что ждет конца света". Встреченные мной в супермаркете женщины с пакетами соли и несколькими упаковками коробков спичек отказались признаться, что поверили тибетскому монаху, а на вопрос, зачем им столько спичек, две загадочно улыбнулись, а одна объяснила, что ее внуку в садике задали сделать поделку из спичек.

Рассказывают, что женщина из поселка Шахровка за две тысячи рублей продала цепочку, которую до этого сама же купила за 6 тысяч, чтобы накупить консервов. А одна из сотрудниц газеты "Омутнинские вести" призналась, что провела с детьми инструктаж: как им надо в случае затемнения 21 декабря ждать друг друга из школы в определенном месте и за ручку на ощупь пробираться домой.

"Я считаю, что такую белибердень писать нельзя, — возмущается председатель городского общества инвалидов Татьяна Кирпикова. — Мы с семьей просто поулыбались. А есть люди — пенсионеры старенькие, инвалиды — которые не улыбаются, а очень переживают. На тот свет собираются. Одна женщина со слезами звонила, плачет в трубку: "Если есть конец света — пусть будет, но зачем ТАК оповещать? Я три дня плачу". Я ей говорю: "Успокойтесь, это же статья из интернета, может, перевод неправильный или просто пошутили", но она не унимается.

Омутнинск — депрессивный город: ветхое жилье, аварийные школы, плохая экология. На градообразующем предприятии — Омутнинском металлургическом заводе — работает две с половиной тысячи человек. Следующим главным работодателем является ФСИН — в Омутнинском районе четыре зоны: женская, общего режима и две строгие. Кстати, по рассказам сотрудников колоний, зэки тоже разобрали все свечи из местной церкви.

Конец света на многих улицах в Омутнинске наступает каждый вечер с заходом солнца: освещения нет, и люди пробираются домой в темноте по гололеду.

"Вот раньше тут была детская спортивная школа, воспитали там олимпийского чемпиона. Вот это конец света! — показывает местный житель на заколоченное аварийное здание. — Какой конец света? И так в жопе живем".

Последний раз город прославился в интернете историей с дальнобойщиками: местные мелкие бандиты пытались на трассе ограбить водителя грузовика, тот вызвал по рации подмогу, и вымогатели серьезно огребли. Главным вымогателем был житель Омутнинска Леха Шпана.

В главном и единственном православном храме Святой Троицы, недавно отремонтированном и расписанном, на вечерней службе стоит восемь человек, включая свечницу. По словам дьякона Дионисия, после распространения слухов о конце света больше людей в церковь ходить не стало. "Я, может, не сильно ученый, но скажу, что знаю про конец света — говорит отец Дионисий. — Как говорил Спаситель, ни часа, ни дня, ни года не ведает никто — только Спаситель. Это будет когда-то, но только один Бог знает, когда. Зачем думать о конце света? Думайте о Втором пришествии. А если так задумались о конце света, задумайтесь о встрече со Спасителем — подумайте о своих грехах. Но почему-то я не вижу в храме больше людей из тех, кто прочитал. Все скупают спички, но никто не думает, что ему надо покаяться, мало думают о душе".

Местные предприниматели бьют тревогу: они боятся понести убытки из-за того, что люди покупают керосин вместо того, чтобы покупать подарки к Новому году. "Керосин мы всегда возили в маленьких фасовочках по 0,5 литра, а теперь спрашивают по 10 литров. Лампы керосиновые поскупали, — рассказывает Евгений Попов, замдиректора по розничной торговле фирмы "Все для вас". — Дети из школы приходят — ревут: "Мама, я не хочу умирать!" Народ воспринял глупость. Я им говорю: "Ребят! Вы фильтруйте, что читаете. Ну зачем вам по 20-50 свечей? Ну не будет конца света 21 декабря — что вы делать-то будете с этим?" Народ должен к Новому году готовиться, а они не берут детям игрушки, а берут керосин. У нас в глубинке газете верят на 100%. Не надо было эту статью перепечатывать. Кому интересно — прочли бы в интернете, люди, которые ходят в интернет, умеют фильтровать информацию".

"В Кирове ничего такого нет, там над нами смеются, — возмущается товаровед Наталья Алексеевна. — В Перми была на днях — там тишина. Все готовятся к Новому году, и только у нас в Омутнинске — к концу света. Мы боимся, что у нас будут убытки — мы-то завозили перед Новым годом украшения на елку и подарки, а они все деньги потратят на спички, свечи, макароны и соль. Так и будут, что ли, Новый год справлять с макаронами и солью вместо праздничного стола? Она рассказывает, что ее 12-летний сын, "очень впечатлительный мальчик", после того как у них в школе эту тему обсуждали, долго думал про конец света, выпытывал, "в душе он это очень воспринял".

"Наверное, надо, чтобы газета написала какое-то опровержение. Что-то надо делать, а то город сойдет с ума", — говорит Наталья Алексеевна. А потом неожиданно добавляет: "Как только новая партия свечей придет, мы все тоже закупимся".

— Зачем?
— Я считаю себя здравомыслящим человеком, но я тоже куплю.
— Зачем??
— Я не могу вам ответить на этот вопрос. Это что-то психологическое.

Глава города Сергей Баландин, которого я спросила по телефону, как он собирается бороться с паникой среди населения, обвинил во всем средства массовой информации: "Не только в городе говорят, раз уже мы смотрим центральное телевидение — то все идет оттуда". После чего сообщил, что находится в отпуске, и бросил трубку.

"Что опровергать-то? Что не будет конца света? — смеется директор "Омутнинских вестей" Игорь Ходырев. — А вдруг он будет? Как мы тогда будем выглядеть?!

А если серьезно, то мы, например, летом писали про семью, выигравшую в суде у завода квартиру. Они смогли доказать, что живя в аварийном доме, в непосредственной близости от металлургического завода, они подвергаются воздействию ядовитого вещества бензапирена, уровень концентрации которого в воздухе у их дома превышен в 10 раз. После нашей статьи заводские начальники перепугались, что теперь все будут подавать в суд и выигрывать, потому что очень много людей живут в таких же условиях. Мы тоже ждали от людей исков — но никто в суд не подал! Ни один не пошевелился! Им проще жить а аварийных бараках с детьми, дышать канцерогенами и умирать от рака, но покупать свечки к концу света".

Любопытно, что в окрестных селах, куда исправно доставляют "Омутнинские вести" и где все газеты читают от корки до корки, никакой паники нет. В магазинах есть и спички, и свечи, а сельчане удивляются своим молодым городским родственникам, которые запасаются на дни темноты.

"Ну будет этот конец света, — рассуждает пенсионерка Фаина Федоровна, бывший зоотехник-селекционер из села Загарье. — Ну и что? Я что, в темноте свою скотину не найду? Да я и так с закрытыми глазами найду и корову свою, и лошадь". А ее односельчане с улыбкой говорят, что конец света у них в селе, где четыре года назад закрыли школу, год назад — фельдшерский пункт, а теперь грозятся закрыть почту, где хлеб привозят раз в неделю по пятницам, и тогда же в пятницу приезжает на полдня фельдшер, уже и так давно наступил».

Любопытные моменты можно найти во всей публикации, а также и в комментариях к ней (поэтому рекомендую всё-таки пройти по ссылке и почитать). Например, то, что – по некоторым источникам – с упомянутым Лёхой Шпаной на трассе разбирались березниковские дальнобойщики. Или, например, что в комментариях обсуждается не Конец света, а… мягко говоря, уровень интеллекта жителей Кировской области (с Концом света всё ясно, да?). Или, например, что в Паутине людей, поверивших «тибетскому предсказанию», наверное, не меньше, чем в Омутнинске (я даже знаю нескольких лично), просто их реакция менее заметна, такова специфика Сети. Или, например, вспомнить анекдот, что в России Конца света не боятся, а ждут (вариант: он уже давно здесь).

Выделю, однако, момент, показавшийся наиболее любопытным Вашему корреспонденту, и даже фразу повторю: «Не надо было эту статью перепечатывать. Кому интересно — прочли бы в интернете, люди, которые ходят в интернет, умеют фильтровать информацию».

Мне показалось, или это первое публичное признание истеблишментом (пусть и местным… а пожалуй, даже важно, что местным, а не Медведевым или Путиным) качественного превосходства интернет-публики и, соответственно, качественного превосходства Паутины как носителя информации?


Автор – основатель и обозреватель «Иной газеты – Город Березники»
Персональный блог автора на Blogber: http://blogber.ru/andrei-luchnikov

Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


прогноз

Школа Лучникова