О доблести, о подвигах, о славе в Березниках

Мюзикл «Строгановы» - спешите видеть!

Очередной, 78-й по счёту, театральный сезон в «нашем БДТ» начался необычно и бурно. Впервые драматический театр рискнул поставить музыкальный спектакль, к тому же сюжет постановки основан на местных легендах и исторических событиях, а пьеса написана специально для Березниковского театра молодым драматургом Марией Огневой (Петербург).

Неудивительно, что в день премьеры 25 октября зрительный зал был полон. Новая постановка, среди персонажей которой Строгановы и уроженец Усолья, знаменитый архитектор Воронихин, вызвала интерес не только у завзятых березниковских театралов, но и у лиц духовного звания – их можно было заметить среди публики по тёмным рясам и монашеским одеяниям. На мировую премьеру (а первая постановка новой пьесы по факту считается мировой премьерой, как бы громко это ни звучало), специально приехали министр культуры Пермского края Игорь Гладнев и представители регионального Союза театральных деятелей.

На афише жанр спектакля «Строгановы» определён как «музыкальная фантазия», однако некоторые из восхищённых зрителей после премьеры употребляли даже такое понятие, как «рок-опера». И у них были для этого основания: в спектакле есть впечатляющие красочные сцены (пожар в Усолье, сцены революционного Парижа), актёры много и хорошо поют.

Композитор Олег Яшин из Ульяновска создал для постановки очень органичную, душевную музыку, а тексты песен-арий написала Мария Сельчихина (Ярославль). Уже из этого понятно, что над созданием действа под руководством режиссёра-постановщика Дениса Кожевникова работал большой творческий коллектив из многих городов.

Начинается спектакль сценой отправки по Каме караванов с солью: по мосткам движется с припевками и прибаутками толпа рабочих-соленосов. Сценография и костюмы постановки - несомненная удача художника-постановщика Дмитрия Аксё нова (Ульяновск), лауреата Национальной театральнойпремии «Золотая маска». Пространство сцены решено как пирамида-лестница, ярусы которой трансформируются то в мостки над водой, то в косогор с мерцающими вдали окошками усольских изб, то в собрание заговорщиков, а экран в центре сцены с меняющимися картинами заменяет традиционный задник.

В завязке в Усолье прибывает юный граф Павел Строганов (его играет актёр Дмитрий Поддубный) со своим учителем-французом Роммом (актёр Илья Третяк), тут они знакомятся с крепостным художником-самородком Андреем Воронихиным (в этой роли дебютировал актёр Анатолий Берсенёв). Действие относится к 1787 году, когда художнику было 25 лет.

Исторически достоверных сведений об их встрече сохранилось мало, да и странно было бы ждать от мюзикла строгой документальности. Драматург при создании пьесы использовала легенды о купеческой вдове, любившей пострелять и вызвавшей один из опустошительных пожаров в Усолье. В спектакле выходки Каменчихи, соблазняющей учителя-француза, доставляют немало удовольствия зрителям. Сочный образ купчихи создала
красавица Марина Спирина.

Любимцу публики актёру Василию Гусеву на этот раз досталась роль второго плана - он играет Гришку, слугу Павла Строганова, но и в этом амплуа он вызывает искреннее сопереживание у зрителей. Как всегда мастерски и психологически достоверно создаёт образ приказчика Николай Волхонский. Из других актёрских работ нельзя не отметить образы Аксиньи, несчастной возлюбленной Воронихина (актриса Наталья Соколова) и коварной Теруань (актриса Софья Демидова), обаятельный вокал Надии Ахуновой (Маруська), неподражаемую пластику Марии Сидоровой. Во второй части пьесы действие происходит то в мятежном Париже времён Французской революции, то в сановном Петербурге, то на полях битв с наполеоновскими полчищами. Четыре главных героя пьесы – воин и государственный деятель Строганов, борец за свободу и учёный Ромм, художник и строитель Воронихин и верный слуга Гришка, пройдя с честью свой жизненный путь, соединяются в финале в небесном храме, образ которого воплотил Воронихин в замысле прекрасного Никольского собора в Усолье.

К слову, автор пьесы – Мария Огнева главной темой спектакля определила тему свободы. И в первую очередь свободы личности. Обрести эту свободу человеку, по видению автора, суждено, видимо, только в царствии небесном. И хотя спектакль называется «Строгановы», всё же главным нравственным стержнем и духовной его составляющей является образ Андеря Воронихина, который создавал не только прекрасные храмы на земле, но и построил храм собственной души – свободной и созидающей.

Игорь Гладнев, министр культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края: «Очень важное, трогательное событие произошло сегодня, окрашенное особым чувством. Мы все в течение жизни создаём свой храм, где фундамент - это наша история, стены - люди, которые нас окружают, а купол - вера, великое служение высшему, мы все в этом храме устремлены ввысь. Вот на такие мысли меня натолкнул этот спектакль. Я вижу в этом спектакле большое желание просветления - и для актёров, которые лицедействуют, и для меня как чиновника, и для всех зрителей».

Как призналась Мария, кстати, ученица известного театрального режиссёра-реформатора Петра Фоменко, пьесу она писала почти 8 месяцев, а перед этим не раз побывала в Усолье, много работала с архивными документами. Её впечатлила и красота уральской природы, и богатая история Пермского края. Возможно, «Строгановы» - не последняя попытка автора обратиться к историческим сюжетам Верхнекамья.

Ну а взволнованные драматическим финалом спектакля зрители долго не отпускали актёров, вызывая их овациями ещё и ещё.

Денис Кожевников, художественный руководитель БДТ: «Спасибо всем зрителям. От лица всех стоящих на сцене я благодарю вас за ваше тепло и поддержку. Премьера, открытие сезона - это и ваш праздник. Приходите к нам с ожиданием, со своей очень строгой, требовательной меркой. А мы будем служить вам!»


Источник: «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


история