"Новый компаньон". Флагман, почивший на лаврах
Не так давно, тихим послеобеденным часом в приятственном кафе, расположенном в центре Перми, мне довелось невольно подслушать довольно забавную беседу некой дамы с неким молодым человеком. Темой беседы была газета «Новый компаньон». Можно предположить, дама по каким-то своим мотивам попросила молодого человека оценить свежий номер НК. Дама, похоже, была местная, а молодой человек – судя по интонациям и некоторым репликам, – был масковец или откуда-то оттуда. Ну, из тех, знаете, характерных персонажей, которые полагают дарование различать синюю и оранжевую ветки метро фундаментальным навыком, заменяющим все прочие знания и умения.
Это было забавно и в течение некоторого времени Ваш корреспондент получал нечаянное удовольствие. Чисто эстетическое. Так, знаете наверное, женатый человек развлекается рассуждениями школьников о нюансах семейной жизни, или дембель – мнениями допризывников о тяготах воинской службы. Пересказывать подслушанное, впрочем, не стану – это в данном случае будет не вполне корректно, да и нечего толкового пересказать, замечу лишь, что даже мне пару раз захотелось защитить «Новый компаньон» от несправедливых насмешек понаехавшеготут молодца. Впрочем, моё вмешательство в «разговор профессионалов» выглядело бы кокетливым апломбом, я предпочёл такой возможностью пренебречь.
Независимо от субъективных мотивов «профессионалов» – выбор «Нового компаньона» в качестве предмета обсуждения и оценки не является совершенно случайным.
Даже если учесть, что газетку они не принесли специально с собой, а лежала она на обычной для многих пермских кафе раздаточной стойке. Ну да, набор доступной бесплатно посетителям прессы в разных кафе и ресторанах различен, и в другом трактире дама предложила бы молодому человеку поглумиться над «Бизнес-Классом» или «Местным временем». Однако в том, данном конкретном случае на стойке имелся не только «Компаньон», но и «КоммерсантЪ», а выбор пал всё-таки на НК. Это, как говорит Эраст Петрович Фандорин, раз.
И два: «Новый компаньон» реально лидирует среди пермских изданий, если не по тиражу (в этом пункте, впрочем, все оценки и показатели вызывают объяснимое сомнение), то по степени влиятельности в пермском социуме и авторитету в профессиональном сообществе. Несомненно существуют и, конечно, высказываются и иные мнения (прежде всего как раз в профессиональном сообществе), но процентов 90 в этих мнениях – зависть.
Прикол, однако, в другом. Если всё будет идти, как идёт, «Новый компаньон» неминуемо утратит лидирующие позиции, затем – положение на рынке, затем скатится в состояние нынешней «Звезды», а ожидает ли ныне славное издание судьба «Пермских новостей» – сие будет лишь в воле переменчивой судьбы.
Сейчас такая перспектива кажется фантастичной (что бы ни злопыхало профессиональное сообщество, оно всё равно пытается равняться на НК, и явление Игоря Лобанова на устроенные Константином Духониным посиделки с депутатом Скривановым в ресторане «Нева» вызывает толки) и, в худшем случае, отдалённой, но и режим Муамара Каддафи казался совсем-совсем недавно незыблемым. Сорганизуется ли вдруг на информационном пространстве некая группа, заинтересованная ускорить падение «Компаньона», как сорганизовалась внезапно мировая публика, чтобы подтолкнуть в пропасть Муамара, или позволят умирать медленно, сдерживая на дальних подступах новых противников, как позволяют сейчас Башару Асаду, – на воле, опять же, случая. В НК работают много выпускников пермского истфака, они сумеют привести примеров больше, чем вспомню я и позволяет трафик.
Суть проблемы отнюдь не в нынешнем умирании журналистики в России как профессии вообще. «Новый компаньон» имеет достаточный запас прочности, чтобы пережить лихие годы – да, с неизбежными потерями, утратами и ущербами, но пережить. Проблема не в разлагающей, тлетворной продажности. Её степень у НК в целом и в НК в частностях не зашкаливает и, наверное даже, чуть ниже, чем в среднем по больнице – ненамного, но ниже. Не в финансовых делах или рекламной политике проблема. И в этом смысле у НК забот меньше, чем у других участников рынка, а плечо ПФПГ – не слабее, чем для «Березниковского рабочего» плечо «Уралкалия». И пр., пр., пр.: не в этом суть и не в этом причина.
Суть проблемы и главная причина в одном: бизнес, который не развивается, умирает. Журналистика – это бизнес, «Новый Компаньон» – это бизнес, и этот бизнес не развивается, а значит умирает. Ну, или начинает умирать.
На заре существования «Компаньон» очень удачно, очень успешно, очень эффективно и, наверное даже, эффектно занял нишу пермского делового издания. Издания для истеблишмента. Издания для людей, принимающих решения. Ту же самую нишу, которую на общероссийском уровне осваивал в те же годы «КоммерсантЪ». С пермской, повторю, спецификой. Идея, говоря откровенно, витала в воздухе, НК сумел быть первым и в этом был успех.
В том, что первые. В том, что на пермском уровне. В том, что про экономику. В том, что умело пользуясь открытыми источниками и эксклюзивной информацией (например, в «Уралкалии») НК представил читателю свежий (на тот момент) ракурс обозрения действительности. Например, затёртый уже термин «калийные войны» впервые прозвучал именно в «Компаньоне» (во всяком случае, лично я его помню оттуда и с тех времён). Вскоре, после прихода к власти в Пермском крае Юрия Трутнева, а затем и Олега Чиркунова (в тесной связке с тогдашним собственником «Уралкалия» Дмитрием Рыболовлевым) «Новый Компаньон» и вовсе стал изданием, «приближённым к…», едва ли не придворным, с сопутствующими преференциями.Но на старте всё и закончилось. «Компаньон» остался тем же и там же, что было двадцать лет назад. А медийный рынок, информационное пространство, политическая ситуация, потребитель – нет.Нет-нет, нельзя сказать, что перемен не было вовсе, живой же всё-таки (пока) организм. Вот, например, однажды «Компаньон» чуть не сребрендил и стал выходить на бумаге модного цвета детской неожиданности и печать стала цветной (насколько помню, эта перемена произошла для удовлетворения вкусов ПФПГ, которая собиралась войти в число собственников НК. Нет, не так дело было? Ну и ладно). Однако эффект от внешней перемены, сами понимаете, не длится долго, а внешние отличия медийной продукции как конкурентный фактор играют всё меньшую роль.
«Компаньон» практически отказался от извлечения дохода за розничную продажу и подписку, перейдя к бесплатной раздаче в местах скопления читателей (как рассказано, например, в начале данного текста про приятственное кафе). Однако сделал это НК в Перми отнюдь не первым. Первым таким изданием стало, вроде бы, «Местное время». Нет, не так? Или всё-таки «Компаньон»? Впрочем, это, на самом деле, неважно – период между «первый начал» и «так делают все» в Перми был краток и теперь уже не является конкурентным преимуществом.
С освоением сетевого пространства «Компаньон» и вовсе мощно опоздал. Шанс был – НК вышел в Сеть одним из первых, но слишком долго в приоритете была бумажная версия (и розничная продажа). И случившаяся, наконец-то, относительно недавно реструктуризация компаньоновского сайта не стала ни событием, ни новым медийным продуктом. То есть, можно предположить, что сайт «Компаньона» на самом-то деле теперь не просто виртуальное приложение к бумаге, а самостоятельный проект со своей концепцией, а возможно, это и не так, но это не имеет значения, потому что потребителю эти нюансы неинтересны. Тем более, с точки зрения структуры и дизайна сайт Newsko не является венцом творения.
Глянцевый «Компаньон magazine» не стоит упоминать, не стала успехом, можно догадаться, и попытка «выйти в массы» с отдыхательно-развлекательной «Пятницей». На днях пермские медиа [кому как, а мне показалось, что со скрытым злорадством] сообщили о переходе газеты «Пятница» – де-факто «дочки» НК – из-под контроля нынешних собственников в медиа-холдинг Дмитрия Скриванова. Де-факто под контроль конкурирующей фирмы. Потому что «Новый компаньон» – бизнес, и Скриванов декларирует отношение к своему медиа как к бизнесу.
Да-да, конечно, обычная сделка, а может, политика, кто им там в головы влезет, но... А много ль корова даёт молока? – Не выдоишь за день, устанет рука! – Бурёнку свою не продам никому, такая корова нужна самому! Если бы «Пятница» была такой коровой, кто б её отдал? Медийный бизнес создаётся не так быстро, чтобы его раздавать по случаю.
Между тем, примеры успешной реализации «пятничного проекта» изданием для истеблишмента известны в природе – своя «Пятница» есть, в частности, у столичных «Ведомостей». Вполне приличный проект. То, что «Ведомости» – столичные, роли не играет, «КоммерсантЪ»-то «Компаньону» получилось обставить.
За двадцать лет «Компаньон» не вошёл в другие сегменты медийного рынка (или вошёл, но так, вместе со всеми, в общей очереди и не флагманом), не расширил «социальную базу», оставшись изданием с 5000-тысячным тиражом для 2000-3000 читателей, которых можно называть пермским истеблишментом. Но, ведь, даже эта целевая аудитория изменилась, пермская «элита» конца XX века и «элита» второго десятилетия XXI века – две большие разницы. И не только с точки зрения социальной психологии, но и даже в, что называется, списочном составе. Привычки к «Новому Компаньону», лояльности бренду у них уже нет.
Сложилась классическая ситуация, которую можно было и можно будет наблюдать во всех сферах отечественного бизнеса: бизнесмен решает, что имеющегося «мне достаточно», больше не надо, стремиться не к чему и развиваться незачем, можно почивать на лаврах. Но ничто не вечно под луной и, когда ситуация меняется (а ситуация не может не меняться), получается, что бизнес почиёт уже не на лаврах, а в бозе.
Эффект новизны, право первородства, пермская спефицика, чёткое определение целевой аудитории, сделавшие НК флагманом пермского информационного рынка, больше не являются конкурентными преимуществами «Компаньона». Закончились и политические преференции. При этом, что очень существенно, «Компаньон» более не предлагает потребителю отличного от других медиа содержания. Или хотя бы формы. Даже наоборот – сам пристраивается в кильватер конкурентам, намедни, например, в НК появилась рубрика слухов и сплетен, которую издревле успешно эксплуатируют Ura.ru, Znak.com, Федерал-Пресс и т.д.
Нет, ну есть, конечно, в НК замечательная Светлана Ивашкевич со своим «Дорогой дневник», качество и потребительские свойства которого можно оценить по недавней реакции на «Дневник» со стороны губернатора Пермского края Виктора Басаргина. Но информационное пространство – это Галактика, а не планетная система, чтобы одной звездой согреваться. За оригинальный продукт могут сойти «гробы» (= большие по объёму тексты) Владимира Ивашкевича на исторические темы, но они нечасты и не всякий раз удачны. А интервью с начальниками, релизы корпораций и пресс-служб, попытки разоблачений (кажется, этим разделом ведает ветеран пермской расследовательской журналистики Михаил Лобанов, нет?), отчёты с заседаний ЗС и гордумы… Это у всех. Нередко – качественнее, чем в «Компаньоне».
То, что «Новый компаньон», набравший двадцать лет назад скорость и ставший лидером пермского информационного поля, остался, почивая на лаврах, флагманом, – не заслуга НК, а недоработка конкурентов. И результат сохранения в Перми и Пермском крае относительной экономической и политической стабильности. Но… Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три…
Автор – шеф-редактор проекта «Иная газета»
Персональный блог Андрея Лучникова на Blogber
Блог Андрея Лучникова в Живом Журнале
Литературные произведения Андрея Лучникова
Рубрика предназначена исключительно для чтения журналистов и тех, кто по непонятным причинам мечтает заняться этим ремеслом. За чтение рубрики иными лицами редакция ответственности не несёт. Редакция может вступать в переписку с читателями. Мнение авторов материалов может совпадать с мнением редакции. Все совпадения являются неслучайными. Подбор материалов для рубрики производится лично Андреем Лучниковым.
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
концепция
-
Главный редактор газеты «На родной земле» (Сивинской район Пермского края) о проблемах выживания издания
-
Дошло ли сейчас состояние нашей письменной и устной речи до того уровня, когда надо принимать валидол?
-
The New York Times опубликовала 11-страничный документ Our Path Forward, посвященный стратегии одного из крупнейших изданий в цифровом мире. Читайте полный перевод документа
-
Издатель «Медузы» Илья Красильщик об альтернативных способах привлекать трафик и новых форматах размещения рекламы
-
Хороший журналист свою винтовку добывает в бою, а не получает вместе с дипломом. Статус «хорошего журналиста» живет не больше пары суток, долго почивать на лаврах после одного «звездного» материала не получится
-
Этим текстом я нарушил одно из правил журналистики, о которых собирался писать в нем. Я сорвал дедлайн по его сдаче. Этот казус заставил меня задуматься о другом свойстве хорошей журналистики.
Школа Лучникова
-
Главный редактор газеты «На родной земле» (Сивинской район Пермского края) о проблемах выживания издания
-
В интервью "Журналисту" Павел Каныгин сказал, что ненавидит войну и признаёт солидарность между журналистами даже тогда, когда они стоят на разных позициях
-
Дошло ли сейчас состояние нашей письменной и устной речи до того уровня, когда надо принимать валидол?
-
Десять советов по культуре речи, которые пригодятся каждому журналисту
-
Под конец 2015 года «Новая газета» напомнила о подлинном украшении российской журналистики
-
The New York Times опубликовала 11-страничный документ Our Path Forward, посвященный стратегии одного из крупнейших изданий в цифровом мире. Читайте полный перевод документа
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин