Каждый из нас по-своему химик

Современная молодёжь не знает, что слово «химик» до начала девяностых годов имело не только основное, но и второе – совсем другое – значение. Химиками называли не только учёных, связавших свою жизнь с этой наукой, но и осужденных по лёгким статьям Уголовного Кодекса.В шестидесятых годах с подачи тогдашнего генерального секретаря КПСС Никиты Хрущёва в Советском Союзе интенсивно стали строить различные заводы и комбинаты. В основном, это были фабрики, на которых делали продукцию тяжёлой промышленности. Автомобили, тракторы, станки, корабли и прочее. Так же возводили комбинаты по выпуску минеральных удобрений и химических реагентов. Людей на новостройки не хватало. Были даже организованы комсомольские призывы. Но и это не смогло привлечь необходимое количество рабочей силы. Поэтому в Уголовный Кодекс СССР была добавлены статьи за лёгкие преступления, совершённые неумышленно. В основном, по этим статьям судили водителей-аварийщиков и папаш, которые не платили алименты. Максимальный срок для этих преступников был ограничен пятью годами строек народного хозяйства. А в народе таких осужденных прозвали «химиками».

Что собой представляла «химия»? Осужденные жили в специальном общежитии – комендатуре. Утром была проверка, которую проводили сотрудники милиции. Затем осужденные отбывали на работу. Вечером – ещё одна проверка. По выходным «химикам» разрешалось выходить в город или посёлок, в зависимости от того, где комендатура располагалась. Половину зарплаты высчитывали в доход государства. За употребление алкогольных напитков, прогулы на предприятии, самовольные отлучки налагались специальные взыскания. После двух взысканий – нарушителя направляли в зону общего режима – отбывать реальный срок.

В Березниках было целых три общежития - комендатуры. Находились они по улице Миндовского. Здания стоят до сих пор, правда, используются совсем для других целей.

В конце восьмидесятых годов на березниковской «химии» отбывал свой срок (точнее отрабатывал) Сергей Виноградов (имя и фамилия изменены), который был осужден кировским судом на три года за дорожно-транспортное происшествие. Сергей подвозил своего друга, который находился в состоянии алкогольного опьянения. На перекрёстке друг ухватился за руль и попытался сделать поворот на красный свет светофора. Ему приспичило вернуться обратно, где шло застолье. Автомобиль Сергея сбил женщину, которая переходила дорогу. Сотрудники ГАИ не поверили водителю. К тому же, друг отрицал свою вину. Вот так Виноградов попал в наш город.

По его словам, комендант общежития – майор Гладышев (фамилия изменена) – был Бог и царь. За мзду он отпускал осужденных в город в любое время. Тем, кто платил по тридцать рублей в месяц, можно было не отмечаться на ежедневных проверках. Но и это ещё не всё. За стольник осужденным «разрешалось» жить в городе. Этим пользовались, в основном, лица кавказской национальности. Они быстро находили в Березниках одиноких женщин и в комендатуре появлялись только раз в месяц. Сложнее для хитрых «химиков» было с тяжёлой, в основном, чёрной работой на городских предприятиях. Но и здесь некоторые осужденные находили выход. Они договаривались с начальством о том, чтобы им ставили смены, а сами на заводах появлялись лишь в дни получения зарплаты. Понятно, что деньги подобные «химики» отдавали тем, с кем сговаривались. Сами занимались спекуляцией и организовывали на подставных лиц небольшие надобные предприятия. Старожилы, наверное, помнят грузина с колоритным именем Мегрел по прозвищу «Кавказ». Он в восьмидесятые годы находился на «химии» у нас в городе. По прибытию в Березники, он быстро организовал подпольный цех по пошиву «штатовских» джинсов. Реализовывали модные штаны цыгане на колхозном рынке. После пары стирок такие джинсы превращались в тряпку. Стоили они немало – двести рублей. А инженер тогда зарабатывал около полутора сотен. Самого Мегрела ежедневно видели в ресторане «Центральный».

Но лишь малая часть осужденных на стройки народного хозяйства «химичила». Большинство честно работали и считали дни, когда можно будет вернуться домой. В начале девяностых статьи, по которым осуждали на «химию», убрали из Уголовного Кодекса. И постепенно второе значение слова «химик» вышло из лексикона. А осталось истинное: химик – это специалист в области химии или работник, занятый в химической промышленности.

Текст: Юрий Лебедев

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


День химика

История