Команда молодости нашей

Профессию каменщика многим комсомольцам пришлось осваивать в срочном порядке.

29 октября комсомолу исполняется 90 лет. Кому-то из молодежи при упоминании этой цифры представляется совершенно седой, согнувшийся под тяжестью лет старик. А кто-то знает, на примере своих родителей, что это самая чудесная пора в их жизни. Впрочем, как и в жизни всего нашего города. Потому что с именем комсомола связано немало ярких страниц истории Березников, например, строительство молодежного жилого комплекса, рассказать о котором согласился Валерий Чистяков, стоявший некогда у руля этого движения.

– Валерий Васильевич, сегодня район МЖК по праву можно назвать частью города с самой развитой инфраструктурой. Практически в каждом доме имеются если не магазин, то оздоровительный или детский клуб, если не почта, так парикмахерская. Такая маленькая страна в одном большом городе. Она такой и задумывалась?
– В принципе, да. Но главная цель создания данного микрорайона заключалась в том, чтобы помочь молодежи решить жилищный вопрос, не ожидая по 15-20 лет своей очереди на предприятиях. Тогда вся страна от Владивостока до Ялты была охвачена МЖК-овским движением. И даже проходили всесоюзные съезды, на которых представители разных городов подпитывали друг друга идеями и перенимали опыт.

– А как МЖК-овское движение зародилось в Березниках?
– В августе 1983 года в журнале «Юность» была напечатана статья Радова «Строим сами», в которой рассказывалось об опыте строительства молодежного жилого комплекса в Свердловске. Ее прочитал тогдашний секретарь горкома комсомола Олег Ковалев и загорелся мыслью сделать то же самое в Березниках. Но сначала мы с ним съездили в Свердловск, чтобы своими глазами увидеть, как организована работа. Вернувшись, Олег Алексеевич собрал секретарей комитетов комсомола всех крупных предприятий города и посвятил их в свои планы. Скажу честно, поддержали далеко не все. Кто-то говорил, что мы не такой крупный город, как Свердловск, и нам попросту не потянуть. Кто-то считал, и я в том числе, что не боги горшки обжигают, и построить молодежный городской комплекс нам вполне по силам. В результате долгих споров подавляющим большинством голосов решили, что это реально. Городской комитет комсомола начинает активно заниматься этим вопросом. Создается оргкомитет МЖК, а я назначаюсь его председателем

– Вы строитель по образованию?
– Нет. Я только что как раз получил диплом инженера-механика, а до этого работал освобожденным заместителем комитета комсомола содового завода, то есть стройкой никогда не занимался. Ковалев – горняк, тоже никогда не сталкивающийся со строительством. Но сейчас я понимаю, что если бы мы были специалистами, то многие проблемы нам гораздо сложнее было бы решать. А так все держалось на энтузиазме и настойчивости, свойственных молодости. Допустим, приходишь к проектировщикам, они улыбаются: мол, хорошее дело задумали, только вот еще такие и такие бумаги надо донести. Два месяца нас мурыжили, пока мы не узнали, что причина задержки в невозможности наши дома запроектировать. Оказывается, у каждого предприятия существовали лимиты проектных работ, которые утверждались года за два до проектирования. Втиснуть в этот план какой-то неплановый объект было нереально. Но мы не отступили и были готовы дойти вплоть до совета министров, чтобы построить МЖК. Проектировщики продолжали улыбаться, особенно когда речь заходила о целом комплексе, говорили, что от силы два дома поставим. А когда мы сумели пробить генплан целого микрорайона, глазам не поверили.

– Название улицы – Комсомольская – было придумано сразу. С местом тоже сразу определились?
– Нет. Мы с главным архитектором Александром Бобылевым, который активно нас поддерживал, объехали тогда несколько площадок: район теперешних новостроек в Семино, участок, где сейчас стоит кирпичный завод, место на пересечении улиц Ломоносова и Тельмана. Потом вышли на эту площадку. Она идеально подходила для строительства современного микрорайона: и обособленно лежит, и к городу примыкает, и лес впереди, и речка рядом. Ее в будущем планировалось превратить в пруд.

– Идеальная картинка! Наверное, желающих жить в таком месте были тысячи…
– Да. После встречи с молодежью, на которой я просил откликнуться тех, кто хотел бы сам себе построить квартиру, уйдя на какое-то время с основного места работы в стройотряд, в течение первого месяца мы получили более полутора тысяч заявлений. Но одних только рабочих рук было недостаточно – требовалось долевое участие предприятий. Совместно с директорами определили количество квартир, строительство которых было готово профинансировать каждое предприятие. Если, к примеру, «Ависма» выделяла деньги на пять квартир, значит, в стройотряд могли войти только пять металлургов из трехсот, подавших заявление. Пять самых достойных, заработавших наибольшее количество баллов в соревновании за право войти в стройотряд. Там учитывалось все, начиная от производственных достижений и заканчивая активным участием в общественной жизни.

– А если по блату?
– Это было исключено. На каждом предприятиях работал свой штаб МЖК, который регулярно подводил итоги вплоть до одной тысячной балла. Причем делал это открыто, и любой кандидат мог посмотреть, какой результат у него или у соперников. Так мы набрали первый стройотряд, в который вошли самые лучшие работники.

– Ну, лучшими они были на своем месте, а на стройке… Какой каменщик получится из инженера, который и мастерок-то в руках никогда не держал?
– Мы это понимали, и потому городской оргкомитет МЖК организовал для ребят обучение. Перед выходом в строительный отряд они порядка двух месяцев по вечерам посещали училище, чтобы получить хоть какие-то навыки по строительным специальностям. Так у нас появились свои штукатуры-маляры, плотники-бетонщики и каменщики, способные построить для себя жилье.

– Вот счастье-то: за деньги предприятия, за какие-то 1,5-2 года! Хотя кто-то не менее достойный, но уже вышедший из комсомольского возраста, ждал своей очереди на квартиру не один десяток лет…
– Правомерный вопрос. Чтобы избежать обид, в стройотрядах МЖК действовал лозунг «Одну квартиру строишь для себя, другую – для города!». Но на деле оказалось, что для города каждый МЖКовец построил по две квартиры. Потому что непосредственно на строительстве дома из отряда численностью 150 человек трудились человек 30. Остальные же были заняты производством стройматериалов на заводах ЖБК-4, силикатном и КПД. При этом наши отряды в составе стройуправлений участвовали в строительстве таких значимых для города объектов, как школы в Семино и Усолье, два детских сада в районе Петрищево, вторая городская больница и Универсам-2. А если «Жилстрою» надо было вырвать пусковой объект, на субботники выходили человек по 300 наших молодых здоровых ребят. Когда однажды мы подсчитали, сколько времени отработано членами стройотряда и кандидатами в него на субботниках, сами диву дались – за 6 лет около 100 тысяч часов.

– Кто же в таком случае создавал МЖК?
– Наши объекты были плановыми объектами строителей. Но у них шла работа и на других строительных площадках, и за эту работу с них спрашивали гораздо строже, так что нами занимались в последнюю очередь. Чтобы ускорить темп строительства, сами пробивали какие-то материалы, а потом приобрели две грузовые машины и транспортировкой занялись тоже сами. Работать старались не для галочки – по 12 часов в день. Помню, через пару месяцев после начала работ увидел я лица ребят и подумал, что если дело и дальше так пойдет, надорвутся, и квартиры давать будет некому. Стали работать по 8 часов, но 6 дней в неделю. Да и на заводах вскоре стали работать ничуть не хуже кадровых работников – план превышали вдвое. И это при минимальной оплате труда, поскольку разряд у всех был низким.

– В общем, собственное жилье далось нелегко.
– Да, но это того стоило. Никто не сбежал, и на судьбу не жаловался. Наоборот, жили дружно и весело, устраивали праздники по каждому значимому для стройки событию. Представьте, закладка первого камня самого первого в микрорайоне дома. Море народу. Кран осторожно опускает фундаментный блок, на котором нарисованы цветные эмблемы каждого стройотряда, написаны их названия: «Импульс», «Начало» и другие. Прошло полтора года, и грузовики с мебелью и плакатами «Мы едем в МЖК» направляются от Советской площади к новому дому, где новоселов уже встречает бригада грузчиков и помогают одной молодой семье за другой. В этом ритме МЖК продолжал жить еще долго. Все праздники жители микрорайона отмечали сообща, очень душевно: женщины одного подъезда блины и пироги для всех пекут, в другом – общее поздравление сочиняют. На демонстрацию шли – 700 человек в колонне! А какая спартакиада у нас была!

– В других городах Пермского края в МЖК было также здорово?
– В отличие от Добрянки, где построили всего два дома, в Березниках размах оказался больше – в комплекс вошло 9 домов, детский сад, детский клуб, магазины, фитнес-клуб, парикмахерская, библиотека. Что касается Перми, у нас обошлось без серьезных конфликтов и обид. Нам было намного легче, потому что, во-первых, комсомольская организация в Березниках всегда считалась очень сильной, имела хорошие традиции. Во-вторых, отношения с молодежью у городской администрации и руководителей предприятий сложились лучше, потому что все они сами прошли через комсомол и знают, какие результаты можно получить от молодых, если оказать им поддержку.

– Позвольте, как это обошлось без обид? Когда началась перестройка, и жизнь перевернулась, люди, отработавшие в стройотрядах, остались без обещанного им жилья?
– Действительно, когда началась перестройка, многие оказались за бортом. Половину дома по адресу ул. Комсомольская, 12 мы успели достроить, а за вторую взялись только через 4 года. Спасибо администрации города, что она активно нас поддержала в финансовом плане, и мы смогли закончить строительство дома. Квартиры в нем получили те люди, кто действительно отработал в стройотряде: кому-то дали ссуду на льготных условиях, кому-то помогли доказать свои права через суд. Но никого не бросили.

– Валерий Васильевич, вы возглавили этот грандиозный проект, когда вам было 25 лет. Способны на это те, кому сегодня по 25?
– Думаю, что нет. Мне доверили это дело, потому что у меня к тому времени был большой опыт организационной работы, начиная с комитета комсомола школы, в которой я учился. Это главный плюс ВЛКСМ: руководители разных уровней, которые сегодня стоят у руля, в подавляющем большинстве прошли тем же путем.


“Неделя.RU”
Фото из архива Валерия Чистякова
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


березниковцы

История