Пиратов никто не любит

Почему в течение дня березниковские пассажиры становятся заложниками «интриг» водителей «Газелей» и «ПАЗиков»? С чем связано наступление «мертвого сезона» на остановках после девяти часов вечера? Существует ли график движения транспортных средств общественного пользования? Кто контролирует его исполнение? С этими вопросами мы отправились на репортаж по улицам весеннего города.

ГЛАЗАМИ ПАССАЖИРА
Для чистоты эксперимента сели на передние сидения первой попавшейся «Газели», следующей по «6»-ому маршруту. Водитель не пристегнут ремнем безопасности. Это бросается в глаза, когда, заметив патруль «ДПС», он пытается накинуть его «для вида». У стекла лежит регистрационная карта и график движения маршрута. Смотрю: отправление от вокзала – в 13.25, прибытие на Околицу – в 13.48. Мы с фотографом сели на остановке «ЦУМ» по направлению к Околице, на часах – 13. 21. То есть «Газель» идет с опережением графика как минимум на 10 минут!

Нам, простым жителям, вряд ли такое нарушение сегодня покажется вопиющим. Днем в городе постоянно курсирует 235 транспортных единиц: троллейбусов, автобусов, «Газелей». Так что, к счастью пассажира, ждать нужный транспорт долго не приходится. Однако у этого счастья есть оборотная сторона: в условиях жесткой конкуренции человек, стоящий на остановке, воспринимается водителями и кондукторами, как лакомый кусок – купюра, достоинством в 10 рублей. А это – соблазн нарушить любой график и любые правила. Как только он переступает порог общественного транспорта и отдает кровные рубли, уважение к нему резко падает. Практически до нуля.

– Сколько можно стоять?! – громко возмущается девушка в «Газели», следующей по первому маршруту по направлению к центру, в которую мы пересаживаемся у «Новинок».
– Сколько надо, столько и будем стоять! Мы что, в убыток себе должны работать? – грубо отвечает кондуктор.
– Мы по графику идем, а нас «этот» обогнал, – водитель обиженно показывает на удаляющийся «ПАЗик», который «собрал» всех его пассажиров.
– Меня это не касается! – отрезает девушка. – Это ваши «терки», на конечную приедете и выясните отношения. Почему я должна из-за вас страдать? Я опаздываю.
– Какая молодежь наглая пошла! Села и все ей не так! – кондуктор начинает откровенно хамить, а люди в салоне молчат. Видимо, никуда не торопятся.

ГЛАЗАМИ ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ
Мы с фотографом выходим на «Околице». Хмуро и холодно. На месте стоянок – грязь, груды мусора. Вереницы «Газелей» и очередь из «ПАЗиков». Из тех и других то и дело выпрыгивают водители и кондукторы. Воровато озираясь, короткими перебежками спешат в магазин, где можно купить кофе и чебуреки. Потом на ходу всю эту нехитрую снедь жадно едят, обжигаясь и нервничая.

Многие водители и кондукторы разговаривать с нами отказываются наотрез, некоторые это делают матом.
– На остановках элементарно нет туалетов, – говорит водитель «Газели» на «4»-ом маршруте. – Но самая главная наша проблема сегодня – составленный «как попало» график движения пассажирского транспорта. Интервал между машинами на одном рейсе маленький: не успела одна машина до следующей остановки доехать, уже вторая выходит. Как тут не быть сбоям в расписании и суматохе на дорогах? Ходить порожняком никто не хочет! Нужно увеличить временной интервал между машинами с 1-2 минут хотя бы до 3-4. Минутный разрыв хорош в часы «пик», а в обычное время он только провоцирует конфликты между водителями. Ну, ладно, поехал я. Перекусить с вами не успел.

Подходим к «Газели», водитель и кондуктор в ней – не русские.
– С какими трудностями в своей работе сталкиваетесь? – спрашиваем.
– Мы ничего говорить не будем, мы по-русски совсем не говорим, – лукавит водитель. – Я еще немного говорю, а она (указывает на женщину-кондуктора) совсем языка не знает.
– Как же вы работаете с людьми? – обращаюсь к кондуктору.
– А зачем ей с ними разговаривать? Деньги взяла – билет дала, – говорит водитель.
– Почему вы не хотите с нами разговаривать? Вам есть, чего бояться?
– Есть страх потерять работу. Мы честно зарабатываем деньги, правил не нарушаем, график соблюдаем, но здесь такая конкуренция, что могут и выгнать. У нас другого дохода нет, а семьи нужно кормить.

С нами соглашается поговорить другая женщина-кондуктор, тоже не русской национальности.
– Слишком маленький интервал в графике между машинами, – слышим мы в который раз знакомую фразу. – Получается, что «воздух» возишь. Мы в аренду машину берем. Раньше 400 билетов за день «делала», теперь не каждый день 300 билетов продаем. Аренда «Газели» в день – 1400-1500 рублей. А еще заправляться надо – бензина каждый день нужно примерно на 300 км. Выручка совсем маленькая.

ОКО ЗАКОНА
Издалека мы замечаем у магазина «Океан» машину ДПС. Сотрудник в форме останавливает «Газели» и «ПАЗики» и вместе с человеком в штатском проверяют у водителей документы. Подходим, представляемся и интересуемся, что здесь происходит. Нам поясняют – проходит рейд. Но представиться стражи городского порядка (по-видимому, сотрудник ДПС и специалист администрации) почему-то тоже отказываются. «Наверное, какой-то сверхсекретный рейд!» – улыбаясь про себя, думаем мы.

– В городе много пиратских автобусов, которые работают без регистрации и помимо маршрутов, – рассказывает о наиболее часто фиксируемых в ходе рейда нарушениях только что подъехавший заместитель начальника Центральной диспетчерской службы Дмитрий Смирнов. – Они мешают работать тем, кто перевозит пассажиров по закону. Останавливаем, главным образом, те машины, у которых на лобовом стекле нет маршрутной карты. Представители ГИБДД, участковых-уполномоченных, администрации и ЦДС в течение таких двухчасовых дежурств проверяют соблюдение графика движения. Если в ходе рейда задерживаем несанкционированные машины, составляем административные протоколы, выносим на комиссию, где принимается решение, штрафовать ли владельца и на какую сумму.

– Место работы меняем в зависимости от обстановки, – объясняет Дмитрий Александрович. – Стоит 10-20 минут постоять в одном районе, интервал движения начинает входить в норму. Там (показывает рукой в сторону «Аник-маркета») «левые» «Газели» (сами водители их называют «хищниками»), например, во двор сейчас сворачивают.

«ПРИЩУРЕННЫЙ ГЛАЗ» НАВИГАТОРА
Пока водители и кондукторы борются на дорогах за место под солнцем, городские власти готовят им очередной сюрприз: весной этого года администрация будет проводить конкурс на право осуществления пассажирских перевозок на территории города Березники. Одно из условий конкурса – установка навигационного оборудования на каждой единице общественного транспорта. А стоит установка каждого датчика порядка 9 тысяч рублей.

По словам директора Центральной диспетчерской службы города Березники Ивана Шеленберга, система контроля за несознательными водителями необходима не только для упорядочивания работы городского транспорта.

– С 10 января этого года некоторые перевозчики оценили преимущества работы системы навигационного слежения, – говорит Иван Иванович. – Сегодня на шести машинах, работающих на городских маршрутах, бесплатно установлены демонстрационные датчики. Насколько это удобно, частники наблюдают в течение месяца.
– Почему в нашем городе так сложно уехать после девяти часов вечера? – задаю я вопрос Ивану Шеленбергу.
– Если раньше почти все транспортные единицы, задействованные на маршрутах города, были на «Околице» уже в 20.00, сегодня многие работают до 22 часов вечера. Мы постарались учесть все предложения жителей города. Троллейбусы «Кольцевой» и «6» курсируют до 23 часов. Согласитесь, после этого времени люди редко выходят на улицу, а водителям ходить «порожняком» слишком дорого.

Что касается жалоб водителей «Газелей» на слишком плотный график, то изучение пассажиропотока как раз показало: чтобы «газелисты» не потеряли работу, нужно сократить интервал движения между машинами. «Газель» – транспорт малой вместимости. Если мы увеличим интервал, пассажир уйдет в «ПАЗик», а три «Газели» потеряют выручку. Вообще проблема соблюдения графика ставит вопрос, нужно ли такое количество «Газелей» в нашем городе?

Будем надеяться, что попытки наведения порядка в сфере городского общественного транспорта на этот раз увенчаются успехом. Система тотальной слежки в нашем государстве всегда приносила плоды. Нам бы еще уметь между собой договариваться…

Текст: Елена Азанова, березниковская независимая газета “Неделя.RU”
Фото: Вадим Белов

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс