Батюшка-гот

Текст: Маргарита Неугодова, Яна Шарапова
Фото: Сеть


«Отец Сергий, а почему многие православные священники такие полные?» – набравшись наглости, задаю давно мучивший меня вопрос игумену Сергию Рыбко, настоятелю Московского храма Сошествия Святого Духа на апостолов и настоятелю храма всех Московских святых, который, откровенно говоря, страдает даже не полнотой, а тучностью. «А я очень поесть люблю! – хитро улыбаясь, парирует отец Сергий и поглаживает своё внушительное «доказательство». – «Но это же грех!» – ахаю я. «Да диабет у меня, милая! Но поесть, и правда, – люблю…» – «А наркотики пробовали?» – совсем уж наглею я, памятуя о бурной юности Рыбко среди хиппи. – «Траву курил, не буду врать, – краснеет батюшка, а потом смотрит мне прямо в глаза. – Но это не мой путь!..»

Сергий Рыбко в Пермь на выставку «Православная Русь» приехал по приглашению отца Варфоломея. Это – второй визит настоятеля двух московских храмов в наш город. Первый случился буквально в прошлом году, во время фестиваля «Рок-лайн», когда отец Сергий не просто выступил с обращением к лохматой пастве, но и самолично сел за барабаны. Как он сам выразился – «вспомнил молодость тридцатилетней давности», и так зажёг вместе с диаконом Николаем Червоном, что после импровизированного выступления к нему на благословение подошли сразу человек двадцать. В свой нынешний приезд он не только рассказал журналистам о взаимодействии РПЦ и неформальных молодёжных организаций, но встретился с пермскими байкерами и рокерами на берегу Камы, при этом ему было совершенно не важно, православные они или нет.

ДУХОВНИК БАЙКЕРОВ
Наставлять рокеров, байкеров, панков и прочих неформалов Рыбко не впервой. Его первая проповедь по благословению Алексия II случилась на рок-концерте ещё в 2002 году, поскольку Церковный собор 2000 года принял постановление использовать молодёжные музыкальные мероприятия для популяризации слова Божия. Однако и будущий патриарх Кирилл всегда интересовался молодёжью и тем, чем она живет. «Три-четыре года назад он собрал вместе человек пятьдесят российских музыкантов, среди которых особо выделялись Константин Кинчев, Юрий Шевчук, украинская группа «Братья Карамазовы», и спросил их в лоб: что, мол, это вообще такое – рок-музыка? – вспоминает Рыбко. – Повисла пауза. Выручил всех лидер «ДДТ», задав митрополиту вопрос в лоб: «Вы, наверное, Клавдию Шульженко слушаете?» – «Я оркестр Джеймса Ласта люблю!» – смутился Кирилл. – «Уже лучше!» – в свою очередь выдохнули рок-н-ролльщики… О том, что российский патриарх будет поддерживать эту линию и дальше, свидетельствует хотя бы тот факт, что, едва приехав в Киев, он отправился на Майдан, где проходил рок-концерт…» В 2004-м тот же Алексий наградил Рыбко «за просветительскую деятельность среди хиппи, рокеров и панков».

Но прежде чем облачиться в рясу, ещё в 70-х, будущий монах сам вовсю хипповал, тряс хаером (сейчас его волосы ничуть не короче!), проповедовал свободную любовь, стучал на барабанах, слушал своих любимых «Pink Floyd» и «Yes», жадно впитывал самиздат, путешествовал автостопом и, как он сам говорит, «будучи законченным романтиком, занимался не столько самовыражением, сколько поисками свободы и духовности».

– Неформалы – непростые люди. Их не устраивает, когда живут ради карьеры, денег. В конце семидесятых были хиппи – идеалисты, романтики, а романтик не может быть атеистом… Сейчас другие неформалы: готы, эмо, панки, металлисты, байкеры… А суть одна.

Сам отец Сергий не видит в этом ничего противоестественного: из его друзей, хиппи первой волны, тех, кто пережил то суровое время, почти все стали (!) священниками или жёнами священников, монахами или монахинями. Ну, или просто воцерковленными мирянами. Каждый третий батюшка, по словам отца Сергия, где-то, когда-то и на чём-то играл.

РАЗНЫЕ ИПОСТАСИ
«Неформальное движение – не игра, – говорит отец Сергий. – Там всегда есть какая-то трагедия. Радостные, счастливые люди не приходят к священнику и не оказываются неформалами. Молодые люди идут туда с болью… Убедить человека принять христианские ценности очень трудно, а с молодёжью тем более нужно говорить на её языке. Здесь мешают стереотипы мышления: если очень длинные волосы – надо расстрелять, как в Советском Союзе. А ведь неформалов только в царствии небесном не будет. Потому что там все – неформалы».

– Есть у меня друг-монах в Оптиной пустыни, – рассказывает Рыбко, – так он в молодости был бандитом. Да-да, самым настоящим! Отмотал несколько сроков, но всё не унимался. А началось всё с дворовой банды – к слову, первого неформального движения в СССР. Раз пошли они на очень серьёзное дело. Но внезапно начался дождь и, решив его переждать, мой друг зашёл в ближайшую церковь. И так ему там понравилось: свечки горят, люди такие добрые кругом. Неожиданно для самого себя он начал молиться: «Господи, сделай так, чтобы у нас сегодня ничего не получилось и меня снова не посадили!» И что вы думаете, сработало! Дело они провалили. Он снова пошел в церковь. И снова ничего не получилось. И так он стал ходить в храм, прочитал Евангелие, а однажды объявил своим дружкам, что завязывает с криминалом. И те его поняли, лишь сказали: «Ты молись там за нас…»

РОК-Н-РОЛЛ ПОД СЕНЬЮ РЯСЫ
Если глубоко задуматься, то отец Сергий мог бы стать неплохим пиарщиком: он наметил себе целевую аудиторию, понял, что ей нужно и как её привлечь, и вовсю этим занимается.

– Наш клуб для неформальной молодёжи открыт всегда, – говорит отец Сергий. – Я разрешаю им там пить пиво, только прошу, чтобы с ног не падали, но они сами почему-то не пьют. А ещё у нас там есть воскресная школа, школа рукопашного боя, изостудия, клуб ролевиков, бесплатные курсы трезвости, ещё что-то, всего и не вспомнить… Язык молодежи – это язык музыки, поэзии. В храме молодому человеку должно быть интересно.

– Отец Сергий, – я пристаю к гостю с очередной провокацией. – А ведь не все коллеги из РПЦ вас поддерживают. «Осторожно, рок! Богословие чёрного кожзаменителя. Антиаскетические опыты игумена Сергия Рыбко». Читали такое? Это ведь тоже о вас. Мол, если обновленцы 20-х годов Введенский и Красницкий воевали с церковью извне, то современные нам обновленцы разрушают ее изнутри. Намёк уловили?»

– Это всё напоминает мне историю Кирилла и Мефодия – тех самых, что изобрели славянскую азбуку и первыми перевели Евангелие на славянский язык, – видно, что за годы своей миссии Рыбко уже привык к таким обвинениям. – Им говорили: как это вы посмели покуситься на столь святое? Ведь Иисус же не проповедовал на славянском, он говорил лишь на трёх языках – иудейском, греческом и латинском. Евангелие написано тоже только на них. Значит, ни на каких других языках слово Божье не может ни звучать, ни быть написанным. Но это же бред собачий! Дерево узнают по плодам, но никто не знает, когда они будут. Убедить человека измениться, принять христианские ценности – процесс долгий и сложный. Жизнь нас рассудит. У каждого свой путь к Богу, и никто не вправе мешать человеку обрести его…


Источник: «Пермские новости»
Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


Пермские новости