Египтянин во Христе. Как фараоны оказались в Соликамске?
Текст: Ольга Коновалова
Однажды Михаил вышел в сад родительского дома в Севастополе и задумался о судьбе своего любимого фараона… И вдруг перед его взором, как на экране, стали возникать картины. Он видел спальню умирающего Аменхотепа III (Эхнатона), его жену Тейю рядом с ним. Оставалось только зафиксировать это на бумаге. Так Михаил Потапов в 24 года начал писать исторический роман-трилогию «Солнечный мессия Древнего Египта», создавать свои знаменитые египетские пейзажи и «Эхнатониану» - серию портретов, посвящённую династии фараона Эхнатона. Но как фараоны с берегов Нила оказались на Каме, в городе Соликамске?
Впервые картины Михаила Потапова, знаменитого художника-египтолога, писателя, изографа, иконописца, архидиакона Русской Православной Церкви, выставлялись в старинном городе на Каме в 1981 году. Это была первая в жизни Михаила Михайловича персональная выставка.
Через три года Соликамский краеведческий музей купил несколько его работ из серии «Эхнатониана», а отдел культуры администрации Соликамского района пригласил художника на постоянное жительство, предоставив ему двухкомнатную квартиру. Интересно, что Потапов получал немало лестных приглашений из разных уголков России, но выбрал Соликамск, город на Каме. И это не случайно: в словах «Кама» и «Кемь» (прежнее название Египта) один древний корень, имеющий общее значение – так считал сам художник.
Так имя Потапова стало соликамским брендом, а в его квартире с 1992 года работает частный музей, директором и главным хранителем которого является Сергей Иванович Лапин, ученик и последователь художника. Впрочем, квартира прославившего город человека пока официального музейного статуса не имеет. Сергей Лапин содержит её в основном на собственные средства, создав индивидуальное предприятие. Некоторую помощь ему оказывает лишь соликамский фонд общественных гражданских инициатив «Преображение».
Несмотря на то, что эту квартиру посещают туристы из городов края и России, многие жители Соликамска и Березников даже не подозревают о её существовании. Корреспонденты пресс-центра побывали в доме Потапова в большой православный праздник - день Успения Пресвятой Богородицы. Это оказалось символичным, ведь лик Божьей Матери много раз оживал под его уникальной кистью. Сейчас плащаницей с её изображением покрыта уже пустующая постель замечательного мастера.
Это был удивительный человек, прошедший насыщенный яркими и трагическими событиями путь, оставивший отпечаток в его творчестве - литературе, живописи, иконописи. Накануне своего 100-летия в 2004 году Михаил Михайлович заявлял, что берёт на себя обязательство прожить до 110 лет. Скончался художник 12 августа 2007 года, в день великомученика Иона Воина, прожив 103 года и 50 дней. Примечателен и тот факт, что свой последний удивительный по изяществу иконостас из 12 икон художник передал в дар соликамскому храму Иоанна Предтечи.
Михаил Потапов - не просто чудаковатый старец, заблудившийся во времени, который, наряду с русскими иконами, писал портреты фараонов Нового Царства. В этом, пожалуй, феномен художника, чьё сознание параллельно присутствовало в современной России и в Египте времён правления XVIII династии.
Около 40 лет Потапов отдал служению православной церкви, странствуя, как в своё время иконописец Андрей Рублёв, по храмам и монастырям Украины. С 1946 года он без устали писал христианские образы, при этом никогда не оставлял любимой темы - «Эхнатонианы». «Христианин до Христа» - так называл Эхнатона американский египтолог Джеймс Брэстед. Именно с его двухтомника, прочитанного Мишей Потаповым во 2 классе Черкасской гимназии, и началось страстное увлечение Древним Египтом и династией фараона Эхнатона. Став старше, мальчишка погрузился в изучение трудов египтологов на русском, французском, английском и немецком языках.
Порой ему казалось, что когда-то душа его жила в Древнем Египте, и он был зодчим. Эти ощущения укрепила давняя знакомая матери, председатель Kиeвскoгo теософского общества госпожа Радзевич, предложившая Мише примкнуть к их кругу, за что впоследствии он поплатился пятью годами лагерей. По ложному обвинению в контрреволюционной и теософской деятельности его осудили по 58-й статье. На допросах следователи спрашивали: «Что это у вас всё Египет да Египет? Не собирались ли вы туда бежать?» «Бежать не собирался, но побывать там - моя мечта», - честно ответил Михаил.
Видимо, люди, допрашивавшие Потапова, понимали, что перед ними неординарная личность: его ни разу не пытали, не били. Талант спас Михаила Михайловича и в лагере. За умение быстро набросать точный портрет его уважали даже уголовники. Освободили Михаила Потапова незадолго до начала Великой Отечественной войны. На фронт он добровольно ушёл медбратом, а уже после победы был рукоположен в монашеский сан архиереем Никоном (Рождественским).
К слову, юношеской мечте художника побывать в Египте было суждено сбыться только в 1990 году, когда ему исполнилось 86 лет. В заветную страну он прибыл по приглашению посольства Египта в качестве Почётного гостя. В знак благодарности Потапов подарил Александрийской библиотеке 17 своих полотен. Сейчас картины художника находятся в музеях и частных коллекциях России, США, Великобритании, Швеции, Польши и других стран. А между тем его имени до сих пор нет в международном реестре художников.
Чтобы придать ему более широкую известность, в Соликамске ежегодно проводятся «Потаповские чтения», на которые приглашаются учёные, деятели культуры и искусства, и профессионалам есть что обсудить. Так, Потапов был единственным живописцем в Советском Союзе, который решил возродить византийский стиль живописи. И не просто возродить. Мастер не копировал иконы, а выработал собственную уникальную художественную манеру, сплавив опыт византийской фрески XI-XII веков с приёмами гениальных русских академистов – Виктора Васнецова и Михаила Врубеля.
Что же касается египетских работ, то ещё в 1929 году великий русский египтолог Василий Струве, впервые увидев картины 25-летнего художника, воскликнул: «Только египетские мастера могли создать подобное! Вы - воскресший из мёртвых древнеегипетский художник!» Портреты фараонов, к слову, Михаил Михайлович писал с фото слепков погребальных масок, взятых из книг, а дворцы и храмы – с чёрно-белых снимков, вдыхая в них цвета силой собственного воображения. Неудивительно, что на уникального художника в своё время обратили взгляд кинодокументалисты: в 1989 году на Свердловской киностудии режиссёром В. Тариком был снят фильм «Египтянин». Соликамская квартира Потапова была его первым и последним собственным пристанищем. Служа церкви, он работал за еду и кров - денежная плата была редким исключением. Кровать, шкаф и тумбочка - вот и всё, что он привёз с собой из Закарпатья. Быт его был настолько же скуден, насколько велик духовный багаж.
Сергей Лапин, главный хранитель музея: «Честно говоря, никто и никогда не подсчитывал, сколько экспонатов находится в этой квартире, где Михаил Михайлович прожил последние 23 года жизни. Одних только выставочных картин 75. Есть и незаконченные, например, акварель «Поклонение полуденному солнцу». Есть уникальный экспонат - картина из настоящей гробницы фараона. На неё был нанесён только контур, а Потапов завершил начатое древним художником. Кстати, он прекрасно читал древнеегипетские иероглифы и ими же поставил свою подпись на картине».
В заключение несколько слов о литературном наследии художника. Неизданную рукопись книги «Солнечный мессия Древнего Египта» Михаил Потапов хранил почти всю свою жизнь, она увидела свет только в 2004 году в Екатеринбурге к столетию автора. Кроме исторического романа в издании представлены три рассказа - «Ялта», «Севастополь», «Эпизод из жизни Христа, или последний день старого Нехании», а также автобиографическая повесть «Моё столетие».
Сергей Иванович Лапин (на снимке внизу в центре) приглашает всех ценителей таланта уникального художники и иконописца посетить его квартиру-музей по адресу: г. Соликамск, ул. 20 лет Победы, 55-51. Телефон для заявок: 8-902-64-95-287.
Опубликовано: газета «Металлург» (г. Березники, Пермский край)
+ Иная газета
Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.
история
-
Два года назад на обочине дороги, ведущей из Березников в Усолье, был установлен поклонный крест в память о двух разрушенных церквях бывшего поселка Дедюхино
-
Почему в России не стали отмечать 111-ю годовщину Первой русской революции?
-
Почему режим, который правит в Венесуэле уже 17 лет и который до сих пор честно выигрывал все выборы, вдруг провалился с таким треском
-
Церковь пытается привлечь к расследованию «царского дела» историков-конспирологов
-
В селе Пыскор, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в действующем храме Свято-Трифонова скита был престольный праздник
История
-
Два года назад на обочине дороги, ведущей из Березников в Усолье, был установлен поклонный крест в память о двух разрушенных церквях бывшего поселка Дедюхино
-
Почему в России не стали отмечать 111-ю годовщину Первой русской революции?
-
Церковь пытается привлечь к расследованию «царского дела» историков-конспирологов
-
Те, кто ищет в истории лишь вечного подтверждения превосходства своей страны и своего народа, - не озабочены ни историей, ни страной
-
Подоходный налог по историческим меркам – явление очень новое
-
В селе Пыскор, в день памяти преподобного Трифона Вятского, в действующем храме Свято-Трифонова скита был престольный праздник
Читайте сегодня
- Пермяк добился ремонта своего дома через суд
- Более 5 тысяч пенсионеров Пермского края получат компенсацию взносов на капитальный ремонт.
- Сергей Будалин присвоил 2 миллиона рублей честных и ответственных березниковцев.
- В эти выходные состоится традиционная Строгановская регата
- Дом разваливается, а управляющая компания слилась из города
- Лето в городе: активный отдых в "Снежинке"
- Внимание: в Березниках планируется отключение воды на сутки
- Скоропостижно скончался атаман Марамыгин