Моя 1/20 ящика водки. И то не отдал

Пермь, август 1991 года/Фото из Пермского государственного архива новейшей истории (ранее - городской архив КПСС)

Это Свинаренко пил с Кохом ящик водки. Или два. А я тогда проспорил бутылку. 0,5. Будит, значит меня этакого в женской комнате общежития (ну понятно, типичный советский промискуитет: где заснёшь, там и спишь) мой однокурсник Андрей Мальцев и сообщает: «Вставай! Переворот!». Я в ответ, спросонья, естетвенно: «Да пошёл ты со своими шутками!». Он в отместку включает радио (тогда во всех приличных общежитски комнатах имелось проводное радио. В приличных, я повторяю!). А оттуда: заявление о создании ГКЧП….

Не ящик водки, как у Свинаренко с Кохом, конечно, но пузырь (в 91-м напомню, году это была - валюта!) я проспорил. Не отдал, конечно. Сперва некогда было, а теперь и Мальцев, отставник внутренних войск, уже не пьёт.

Да, однако же, переворот, подучается, решили мы (я - уже быстро одеваясь). Про Альенде с Пиночетом мы все были, хвала Аллаху, просвяшены, а большего нам не требовалось. Как бы мы тогда ни относились к Горюачёву-Лигачёву и прочему советскому правительству. Переворот! Это обстоятельство противоречило нашим убеждениям о правильности смены власти.

Вот если бы, как в фильмах про 1917-й, толпа ликующих матросов подорвала гранатой ворота в Эрмитаж (это я потом уже, гуляя по Петербургу, обратил внимание на невозможность штурма Зимнего таким способом), это было бы понятно и знакомо. И, наверное, даже приемлемо.

Как если бы толпа с Болотной или с Манежной в ответ на вопросы Навального, мол, кто тут власть? стала бы не тупо мычать, а взяла бы лесенки да малярные помосты да перемахнула бы через кремлёвскую стену. Кровищи было бы немеряно, чай, не февраль 17-го, и не август 91-го, зато повыкидывали бы бояр из окон, как в 1672 году, явили бы миру (от слова мiр = общество) наследника и подлинного царя, и всё б упокоилось….

А тут нет, переворот. Тут с нами не согласовали, Горбачёв, конечно, не ахти, и лично я за него голосовал только ради вице-президента Руцкого, но переворот, ГКЧП, «Лебединое озеро» по телевизору в соседней общежитской каморке…

Одного сотрудника своей тогдашней газеты я экстренным самолётом отправил в Москву (к слову, сейчас он на Банной горе по полгода отдыхает. Не потому что, а потому что поэт), другого посадидл к телефона в редакции - держать связь с Моссоветом, который то штурмовать, то не брать (курсанты с Гайвы удачно колонной мимо нас проследовали, на вокзале их эшелон отследили, и под Ижевском на запасной путь загнали, аки корниловцев в 1917-м, пущай остынут).

Тот, котлрый из Москвы вернулся рассказывал потом про пустые аэропорты и про то, что верных ленинцев великий вождь научил брать почту-вокзалы-телеграф (вот где было не протолкнуться от военной формы), а про аэропорты у вождя мирового пролетариата ничего не сказано… Хотя йожу было понятно, речь идёт о коммуникациях. Но слово «коммуникация» древним маршалам, видимо, было неизвестно.

Сам же я побежал (ну, не один, конечно) на Куйбышева. Где уже собрались триста, едва шесть сотен политически озабоченных пермяков. Игорь Аверкиев и Михаил Касимов, кстати, благоразумно держались в сторонке. Не агитировали, не возбуждали. Правильно, а вдруг начнётся и потребуются реальные вожди, не думско-законотворческие лидеры Я тоже в сторонке держался от толпы, если что. Так что это не упрёк ни разу.

Разгонять, впрочем, никто не вздумал. а вздумалось бы - народ не понял бы, хотя было того народу… человек немногим больше, чем сейчас на «оппозиционные» митинги собираются. Словом, захотели - смели бы вмиг. Но: менты не хотели, вот вам отличие революции от бунта. А когда 21 августа из громковорителей Дома Советов сообщили, что ГКЧП сдался, и Стёпа Ларькин, однокурсник моей тогдашней супруги водрузил над козырьком заднего входа в Дом Советов триколор, возникли бурные аплодисменты.

И ощущение Победы. Да-да, такое же ощущение Победы, как когда Левитан объявил о капитуляции Германии. И то сказать: с нацистами воевали всего 4 года (плюс два года союзнических отношений). А с большевиками - с 1917-го…. Есть чему радоваться, нет, не так?

Знакомый кагэбешник мне в тот же день рассказывал, как собрались они 19-го и стали решаить: дальше служить или как-то сопротивляться перевороту. Что решили - не сказал. А мой приятель Игорь, он, как раз служил в десантуре, которую ввели в Москву, рассказывал, как всё (!!!) офицерство заперлось еа все три дня в вагончике и пьянствовало. Никто не удосужился даже распорядиться о прокорме солдатушек - бравых ребятушек. Местные (москвичи) кормили. Прям-так, из булочных хлеб лотками выдавали, консервы приносили, солдёные огурчики и цветы. А водку - ни-ни.

Потом – то ли пойло кончилось, то ли осознали, – вышло офицерьё из вагончика и объявило о смене власти. Игорь вышел из строя, врезал тому майору по морде прикладом (как учили в десантуре), бросил автомат и ушёл. Домой на Урал. Пешком. Догнали, конечно. Судили за дезертирство. Признали психически невменяемым и отпустили от армии на веки вечные. Цивилизованная страна была всё-таки, да и камарилья вся эта насмерть перепугалась. Этого страха они нам до сих пор простить и не могут. Я так думаю. Или, как говорят, у нас в Сети: ИМХО.

Утром 22-го ещё не верили. А 23-го уже повсюду взвивались триколоры

Триколор. Власовский, к слову, прапор, но к тому моменту он воспринимался как сомвол свободы, освобождения от красного ига… Это был флаг революции. Не хочу быть пророком, но, к5ажется, следующим нашим революционным прапором станет жовто-блакитный, а фашиствующих элементов мы будем выявлять по наличию трезубца, но, Бог его ведает, что он эти трезубцем показать хочет - шо он за избиения политиков и евреев, или шо он всю жизнь на ридну Неньку поклал?

Кстати, а спорим, перекрасятся? И в голубые цвета (некоторым не нужно, но другим придётся), и в жёлтые? Впрочем, это - о будущем. А в прошлом: вот так она пала, власть КПСС. Не путьайте с Советской властью. Эта пала позднее, в 1993, когда возможность грабить была народом осознана, и тогдашний березниковский журналист Володя Узких лично унёс со стола Сергея Кушнина бюстик Ленина. Как трофей. Впрочем, может быть, он унёс его и в августе 91-го (Кушнин, помнится, был ещё первым секретарём березниковского горкома КПСС?).

К слову, производство бюстиков Сами Знаете Кого ещё никто не наладил, не в курсе? Знатные сувениры получились бы.

Добавьте виджет и следите за новыми публикациями "Иной газеты" у себя на Яндексе:

+ Иная газета

Иная газета - Город Березники. Информационно-аналитический ресурс, ежедневные новости Урала и России.

добавить на Яндекс


История